Мушкеты и пистоли.
 

главная
кузница
война в кружевах
назад

 

 

Колесцовый замок. Колесцовый замок был изобретен в Италии в конце 15 в. Первые сведения о нем имеются в работе Леонардо да Винчи. Четыре страницы с чертежами этого механизма входят в Кодекс Атлантикус (Il Codice Atlantico). Точную дату появления этих чертежей установить трудно, однако известно, что да Винчи изготовил часть чертежей по военной технике для Джентиле деи Борри, оружейника миланского герцога Лодовико Сфорца, в 1483–1485. Габсбурги, проявлявшие большой интерес к огнестрельному оружию, способствовали совершенствованию колесцового замка. Поэтому многие образцы стрелкового оружия с таким замком, сохранившиеся до наших дней, изготовлены в Аугсбурге и Нюрнберге.
Конструкция и принцип действия. Колесцовый замок был первым спусковым механизмом, позволявшим отказаться от необходимости иметь всегда под рукой живой огонь в виде тлеющего фитиля. Принцип его действия схож с действием обычной зажигалки для прикуривания сигарет. Основной его деталью являлось колесико (колесцо), ось которого соединена короткой цепной передачей с заводной пружиной. Система заводилась специальным ключом, который вставлялся в выступающий конец оси колесика. Во взведенном положении пружину удерживало шептало, западавшее своим концом в отверстие колесика. После взвода пружины взводился курок с зажатым в нем кусочком кремня или пирита.При нажатии на спуск шептало освобождало колесико, которое под воздействием мощной пружины начинало быстро вращаться. В это время кулачок на оси колесика откидывал крышку с огнивной полки, и опустившийся курок прикасался кремнем к насеченному краю колесика. Высекаемые искры попадали на пороховую затравку и поджигали ее. Колесцовый замок имел очевидные преимущества перед фитильным. Он обеспечивал большую надежность, не боялся дождя и ветра и повышал скорострельность.
Колесцовые винтовальные ружья. С их созданием воины и спортсмены получили весьма эффективное оружие, однако до конца 16 в. оно уступало арбалету, особенно на охоте. Приклад арбалета послужил моделью для приклада спортивного ружья; их даже украшали одинаково. Для повышения боевых свойств колесцового оружия его часто встраивали в арбалеты, булавы, боевые топоры, мечи, копья и кинжалы.
Колесцовые пистолеты. С изобретением колесцового замка появляются первые удачные образцы пистолетов. То, что из пистолета можно вести огонь, удерживая его одной рукой, оказалось очень удобным для кавалеристов, у которых раньше при стрельбе из арбалета и фитильного ружья были заняты обе руки.
Ударный замок «снэпхенс». Этот замок, изобретенный во второй половине 16 в., был также кремневым. При нажатии на спуск курок резко ударял кремнем или пиритом, зажатым в его губках, по огниву, и образовавшиеся искры поджигали пороховую затравку. Такой замок занимает промежуточное положение между колесцовым и ударно-кремневым. По сути дела, это первый батарейный замок: батареей в нем является вертикально расположенное огниво, по которому ударяет кусочек кремня или пирита. Огнивная полка, как и у колесцового замка, снабжена скользящей крышкой, не связанной с батареей. Батарею (или огниво), крепившуюся шарнирно, можно было отвести вперед, тем самым исключая возможность случайного выстрела при переноске оружия. При спускании курка крышка с полки автоматически сдвигалась. Прекрасные образцы пистолетов «снэпхенс» продолжали изготовлять в Италии в первой половине 19 в.
Замок «микеле». Этот прочный и практичный замок был изобретен до 1600 и устанавливался на стрелковом оружии в течение почти 250 лет. Свое название замок получил от испанской правительственной эскортной службы, служащих которой называли «микеле» по имени воинственного Микеля де Пратс из окружения Чезаре Борджа (1476–1507). Замок «микеле» отличается от замка «снэпхенс» и других типов искровых ударных кремневых замков как формой, так и конструкцией механизмов. Он состоял из 9 деталей, большая часть которых, включая боевую пружину и курок, размещалась на внешней стороне замочной доски. Шептало с пружиной монтировались на внутренней стороне. При заряжании курок ставили на т.н. полувзвод, что исключало его спуск при случайном нажатии на спусковой крючок (поэтому полувзвод называют также предохранительным взводом). Это была важная по тем временам техническая новинка. Перед выстрелом курок ставили на боевой взвод. Огниво состояло из двух колен; первое играло роль крышки полки, а по второму ударял кремень. Использовавшийся прямой курок был прочнее традиционных S-образных; винт, зажимающий кремень, имел кольцеобразную головку. Замок «микеле» был популярен в Западном Средиземноморье, а также в Турции, на Балканах и в Персии.
Искровой ударный кремневый замок. Дата изобретения ударного кремневого замка не установлена. Вероятно, его создал Марэн ле Буржуа из Лизье (Франция) в первом десятилетии 18 в. В этом же веке ударный замок получил повсеместное распространение и устанавливался на стрелковом оружии армий всего мира до середины 19 в.
Конструкция и принцип действия. Шептало в этом замке монтировалось на внутренней стороне замочной доски и соединялось с лодыжкой (диском), которая поворачивалась при нажиме на спусковой крючок. Лодыжка имела прорези для постановки оружия на предохранительный или боевой взвод, причем прорезь для предохранительного взвода была более узкой и глубокой, так что нажатие на спусковой крючок, когда курок стоял на полувзводе, не приводило к срыву курка. Перед выстрелом курок ставили на боевой взвод, и более мелкая прорезь обеспечивала срыв курка при нажиме на спуск. Огниво также состояло из двух колен, так что при ударе кремня по верхнему колену огниво откидывалось, и второе колено, игравшее роль крышки, открывало полку с затравочным порохом. Благодаря такой конструкции огнива необходимость в отдельной крышке и механизме для ее открывания отпала.
Комбинированные замки. Часто на одной замочной доске устанавливали два различных по типу замка. Поначалу к фитильному замку добавляли колесцовый, затем – ударный. Прекрасным примером сочетания фитильного и ударного замков на одной замочной доске служит мушкет Людовика XIV, хранящийся в Военном музее в Париже.

ЕВРОПЕЙСКОЕ СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ
Профессию оружейника всегда выбирали люди с художественными наклонностями. Такие выдающиеся мастера-оружейники, как Ладзарино Коминаццо (1593–1611), Никола Ноэль Буте (1761–1833), Каспар Спэт (1635–1691) и Никола Бис (1692–1726), создавали свои образцы оружия в тот исторический период, когда требования к их художественной отделке были очень высокими. Леонардо да Винчи занимался разработкой колесцового замка, Бенвенуто Челлини сам сделал свой пистолет. В разработке пистолета или ружья обычно принимали участие несколько специалистов: по общей конструкции, ложу, замку, стволу и художественной отделке. На замках и стволах обычно указывалось имя мастера.
Мастер-оружейник должен был хорошо разбираться в свойствах металла. Он должен был знать, как изготавливать и обрабатывать сталь, как закалять, отпускать и придавать ей нужный цветовой тон; как шлифовать детали до гладкости стекла; как уберечь сталь от ржавчины; как гравировать на металле и как наносить позолоту. Художественная отделка замков и других деталей кремневого стрелкового оружия демонстрирует, каких высот достигли мастера 16–18 вв. в искусстве гравирования на металле.
В противоположность искусно выполненному спортивному оружию, военные мушкеты имели стволы с плохо высверленными каналами. При значительном зазоре между стенками канала ствола и сферической пулей стрелку приходилось фиксировать ее забиванием пыжа, иначе она могла выкатиться из ствола. Однако из-за того, что пыж прижимал пулю к одной из стенок канала, она при выстреле начинала катиться по этой стенке, что вызывало искривление траектории полета пули.

 
   
Hosted by uCoz