Боевые машины
 

главная
назад

 

 

России (СССР)
США
НАТО и др.страны

БOEBblE МАШИНЫ, гусеничные (колесные) самоходные машины с установленным на них вооружением, как правило, частично или полностью бронированные, предназначенные для ведения боя, обеспечения боевых действий и управления войсками. К Боевым машинам бронетанковой техники относятся танки, боевые машины пехоты, бронетранспортёры, бронеавтомобили. За последние годы во многих армиях получила широкое распространение боевая разведывательная машина (БРМ) — преимущественная колёсная, легкобронированная, с малокалиберным пушечным или пулеметным вооружением. В российской армии и в армиях ряда других стран на вооружении состоят бронированные разведовательно-дозорные машины (БРДМ), имеющие специальные навигационные и разведовательное оборудование. Боевые машины артиллерии включают самоходные орудия и миномёты, самоходные противотанковые и многоствольные реактивные установки систем залпового огня, Боевые машины ПВО — пусковые установки зенитно- ракетных комплексов (ЗРК), зенитно-артиллерийские установки (ЗАУ), зенитные пулемётные установки (ЗПУ). Предназначаются для противовоздушной обороны войск в районах расположения, на марше в боевых порядках. ЗРК оснащены ракетами класса "земля — воздух", размещаются на одной или нескольких направляющих (см. Зенитный ракетный комплекс). ЗАУ различаются по числу стволов (одноствольные, двуствольные, счетверённые и др.), по способу наведения (неавтоматизированные, полуавтоматизированные., автоматизированные). В основном служат для поражения низколетящих целей, при необходимости могут вести огонь по наземным). Боевые машины ракетных войск представляют собой пусковые установки на гусеничном или колёсном шасси, несущие ракеты класса "земля — земля".
БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ (БМП), бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты), предназначены для передвижения и ведения боя. БМП повышает манёвренность, огневую мощь войск и защищенность личного состава от поражающих факторов ядерного взрыва, огня обычных средств, а также от химического и биологического оружия, обеспечивая более тесное взаимодействие с танками. Действия спешенной мотопехоты БМП поддерживают огнём своих пулеметов и пушек. БМП появились в 60-x гг. Конструктивно это гусеничная (реже колесная) бронированная машина высокой подвижности и проходимости, как правило, плавающая, авиатранспортабельная и десантируемая парашютным способом. Максимальная скорость движения: на гусеницах 65—75 км/ч, на колёсах до 100 км/ч, на воде 6—10 км/ч. Бронирование — противопульное или противоосколочное. Боевая масса 13—28 т, длина 5,8—6,8 м, ширина 2,7—3,3 м, высота 2,0— 2,8 м. Кроме экипажа (2—3 чел.) в БМП размещается отделение мотострелков (8—9 чел.), которые могут вести огонь на ходу через амбразуры в бортах, а при необходимости — быстро покинуть машину и вести бой в пеших боевых порядках. Вооружение БМП: 20— 30-мм автомат, пушка и 1—2 пулемёта, что обеспечивает поражение легкобронированных машин, низколетящих самолётов (вертолётов), живой силы и огневых средств противника. Может быть вооружена орудием более крупного калибра и ПТУРС (ПТУР). БМП оснащаются для обеспечения боевых действий ночью — приборами ночного видения. На базе БМП разрабатываются боевые машины различного назначения (самоходные противотанковые установки, командно- штабные, ремонтные, эвакуационные, инженерные машины и др.).
БРОНЕТРАНСПОРТЁР, БОЕВАЯ бронированная гусеничная или колёсная машина высокой проходимости, предназначенная главным образом для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений (мотопехоты) к полю боя и для их огневой поддержки. При необходимости огонь по противнику из штатного вооружения бронетранспортера и личного оружия мотострелков ведётся на ходу. Бронетранспортер используются также для ведения разведки, охранения войск на марше и патрулирования. Для действий ночью оборудуются приборами ночного видения. Оснащенные специальными приспособлениями, они применяются для буксировки орудий (миномётов), эвакуации раненых, перевозки боеприпасов и др. грузов. На базе Бронетранспортера могут создаваться самоходные орудия и миномёты, зенитные установки, боевые машины для борьбы с танками и др. Бронетранспортеры появились в Англии в 1918. В годы 2-й мировой войны на вооружении армий имелись гусеничные, полугусеничные и колёсные бронетранспортеры с открытым сверху корпусом. В броневом корпусе современных бронетранспортеров скомпонованы штатное вооружение, силовая установка (двигатель), трансмиссия; расположены боевое (десантное) отделение и отделение управления. В боевом (десантном) отделении размещаются мотострелки (10—20 чел.). В отделении управления, которое обычно расположено в носовой частя машины, находятся командир и механик-водитель. Корпус бронетранспортера— несущий, закрытого, реже открытого типа. Бронирование обычно противопульное. Закрытый корпус герметизирован, снабжен системой противоатомной защиты. Штатное вооружение Бронетранспортера состоит, как правило, из 2 пулемётов (1 — крупнокалиберный). Некоторые модификации бронетранспортера армий ряда государств вместо крупнокалиберного пулемёта имеют малокалиберную автомат- пушку, вооружаются гранатомётами и установками ПТУРС (ПТУР) для поражения бронированных целей. Оружие устанавливается на кронштейнах корпуса или во вращающейся башне.
Скорость движения колёсных Б. до 100 км/ч, запас хода до 800 км; скорость гусеничных бронетранспортеров 65—70 км/ч, запас хода 350—400 км. Бронетранспортеры преодолевают подъёмы до 30 град. могут двигаться на уклонах до 25'. Колёсные 4-осные и гусеничные бронетранспортеры преодолевают окопы шириной до 2 м, а некоторые их образцы и больше. Боевая масса бронетранспортера достигает 6—12 т, длина 5,6— 8 м; ширина 2,2—3 м; высота 1,9—2.4 м. Большинство типов бронетранспортеров плавающие, авиатранспортабельные и приспособлены для сбрасывания с самолётов на парашютах, с отдельным водоходным движителем в виде винтов или водомётов. В некоторых типах бронетранспортеров в качестве водоходного используется основной гусеничный движитель. В плавающих бронетранспортерах силовая установка размещается сзади. Для повышения боевых и эксплуатационных свойств бронетранспортеры имеют дополнительные и специальное оборудование: кабестаны, лебёдки, устройства для преодоления окопов, глубоких бродов и движения на плаву, систему регулирования давления воздуха в шинах; обогреватели, установки для кондиционирования воздуха, аппаратуру для обнаружения радиоактивного, химического и биологического заражения; противопожарное оборудование. Всё это в значит, мере унифицировано с оборудованием других образцов бронетанковой техники.
БОЕВЫЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
В настоящее время в армиях развитых государств легкие бронированные машины различного назначения в основных дивизиях составляют от 50 до 70% всего парка машин, не считая автомобилей. Это гусеничные и колесные, плавающие и неплавающие машины массой до 25 тонн. Особую роль легкие бронированные машины играют в сборе разведывательных данных. Для этой цели используются легкие танки, бронетранспортеры и бронеавтомобили, которые принято называть боевыми разведывательными машинами. Большинство из них создано в 50-х — начале 60-х годов и по мнению иностранных специалистов не отвечает современным требованиям, предъявляемым к подобным машинам. В середине 60-х годов в развитых странах мира были начаты работы по созданию специальных разведывательных машин, как гусеничных, так и колесных. При их разработке иностранные специалисты стремились повысить проходимость и подвижность на местности, плавучесть, аэротранспортабельность, добиться малого шума, большого запаса хода, достаточной броневой защиты экипажа от огневых средств противника и оружия массового поражения, мощного вооружения, оснащенности совершенными приборами для наблюдения днем и ночью, возможности обзора на 360 при закрытых люках: необходимым являлось наличие радиостанций большого радиуса действия, оптимальная амортизация и внутренний комфорт, обеспечивающий длительное пребывание экипажа внутри машины, а также высокая надежность машины в целом. Европейские страны больше внимания уделяли созданию колесных БРМ, которые обладают рядом преимуществ по сравнению с гусеничными. К ним прежде всего относятся высокая техническая надежность и большой ресурс работы. В конструкции колесных машин можно в большей мере, чем у гусеничных, использовать стандартные узлы и агрегаты гражданских автомобилей, что удешевляет их производство и упрощает ремонт и обслуживание. За последние годы в колесных БРМ применены новые технические и технологические решения, благодаря чему их боевые качества, в том числе проходимость вне дорог, броневая защита и вооружение по мнению военных специалистов значительно повысились и приблизились к боевым качествам гусеничных машин.
В США со второй половины 60-х годов в войска начал поступать легкий разведывательный танк М551 "Шеридан", который в настоящее время наряду с бронетранспортерами М 114 является основным средством ведения разведки. В качестве перспективной БРМ американцы планируют использовать переоборудованную боевую машину пехоты М2 "Брэдли", уже поступившую на вооружение армии США.В России боевая разведывательная машина БРДМ- 2 вытеснила устаревшую модель конца 50-х годов БРДМ-1, которая еще находится на вооружении некоторых стран бывшего Варшавского Договора. БРДМ-2 имеет более мощный двигатель и вооружение. С каждой стороны машины между передними и задними колесами располагаются два дополнительных убирающихся колеса, улучшающие движение при прохождении через траншеи. Эта машина имеет также систему регулирования шинного давления, позволяющую водителю изменять его в зависимости от характера пересекаемой местности.В Великобритании в начале 70-х годов на вооружение были приняты легкий разведывательный танк "Скорпион" и колесная БРМ "Фоке", которые постепенно вытесняют устаревшие бронеавтомобили "Феррет" и "Саладин", все еще используемые англичанами для ведения разведки. В Германии с 1975 года на вооружение начала поступать новая колесная БРМ Luch, особенностью которой является возможность движения вперед и назад с одинаково высокой скоростью. Во французской армии так же, как и в бундесвере, считают возможным широкое применение на Центрально-Европейском театре военных действий колесных боевых разведывательных машин. Используемые в разведывательных подразделениях бронеавтомобили "Панар" заменяются новой колесной БРМ AMX-10RC, созданной с использованием узлов и агрегатов боевой машины пехоты АМХ-10Р. В бронированной башне ТК105 установлены мощная 105-мм пушка МЕСА и спаренный 7,62-мм пулемет. В систему управления огнем входит лазерный дальномер. Для действий в ночных условиях машина оснащена бесподсветными приборами. По мнению французских специалистов в ней достигнуто оптимальное сочетание огневой мощи, подвижности и броневой защиты. В сухопутные войска также поступает новая плавающая колесная бронированная машина ERC 90S "Сагэ", используемая для ведения разведки. Она вооружена 90-мм пушкой.
Из других боевых разведывательных машин иностранные специалисты отмечают итальянскую колесную БРМ "Фиат" 6616, израильскую колесную БРМ RBY Мк1, шведский легкий танк, бразильский бронеавтомобиль ЕЕ-9 "Каскавел". Разработки, которые ведутся в настоящее время, ориентированы на создание боевых разведывательных машин, оснащенных специальным разведывательным оборудованием. Так, на разрабатывавшейся в США до 1975 года БРМ ХМ-800 предполагалось кроме штатных дневных и ночных приборов наблюдения установить детектор, сигнализирующий об облучении машины инфракрасными и лазерными средствами; РЛС обнаружения наземных движущихся целей; детектор, сигнализирующий об облучении машины радиолокационными станциями; приборы радиационной, химической и биологической разведки; навигационное оборудование для обеспечения заданного курса движения и привязки к местности как машины, так и разведанных объектов. Вероятно, это оборудование и будет установлено на новой американской БРМ МЗ. При разработках своей разведывательной техники НАТО использует опыт Второй мировой войны, когда разведчасти использовались для обеспечения войск в качестве прикрытия, а при необходимости их вводили в бой как резерв. Поэтому разведывательные машины НАТО тяжелее, чем советские и более мощно вооружены. Западногерманская Spahpanzer Luch, выпущенная в 1975 году, весит 19500 кг (42,990 фунта) и имеет восемь больших колес, как и тяжелые бронемашины немецкой армии, выпущенные тридцатью годами раньше. Длинный плавающий корпус обшит сталью, защищающей от стрелкового оружия и осколков снарядов, в башне установлено орудие фирмы "Rheininetall" Mk20Rh202, то же, что и на боевой машине военной разведки (MICV) Marder. Турбинный многотопливный двигатель Daimber-Benz VI 0 мощностью 261 кВт расположен справа сзади башни, благодаря ему машина может развивать скорость по дороге 90 км/ч (56 миль в час). Имея вспомогательный двигатель в задней части машины, Luch может развивать такую же скорость и при заднем ходе.
В середине 60-х годов британская армия столкнулась с необходимостью создания двух различных видов разведывательных машин — колесных и гусеничных. Конструкторы разработали гусеничную модель разведывательной машины — легкий танк CVR (Т) Scorpion, принимавший участие в боевых действиях во время Фолклендской кампании. Низкое давление на грунт и оптимальное соотношение мощности и веса (танк оснащен реконструированным двигателем Jaguar ХК мощностью 90 л.с., обеспечивают хорошую проходимость по торфяной почве. Цельнометаллический алюминиевый бронированный корпус обеспечивает фронтальную защиту от 14,5-мм снарядов и общую защиту от 7,62-мм снарядов. Scorpion вооружен 76-мм (0,3 дюйма) орудием, в то время как Scimitar оснащен ЗО-мм орудием Rarden. В английских войсках в Германии танки Scorpion были сосредоточены в дивизионных разведывательных полках для средней разведки. Каждый полк имел 32 машины Scorpion, 40 — Scimitar, 12 бронетранспортеров Spartan (пять из них были оснащены наземной РЛС обнаружения), семь командирских машин Sultan, четыре ремонтно-эвакуационные машины Samson и три бронированные санитарные машины Samar-itan. Все эти машины имеют ходовую часть боевой машины FVIOI Scorpion. Параллельно с моделями Scorpion был разработан бронеавтомобиль CVR(W) FV201, имеющий тот же двигатель, что и Scorpion. Это машина традиционного дизайна на колесном ходу (4 х4) с центральной башней и ЗО-мм орудием Rarden. Fox оснащен такими приборами, как пассивные ночные прицелы, инфракрасные головные прожекторы. Было принято решение создать параллельно с разведывательным автомобилем Fox машину связи под названием Vixen, но в 1974 году это решение было отменено по финансовым соображениям. В то же время до 90-хгодов на вооружении британской армии состояла машина Ferret производства 50-х годов.
Конструкция бронеавтомобилей в основном стандартна и не очень сложна по сравнению с конструкцией основных танков, однако в последние годы появились некоторые модели, которые вызывают особый интерес. К примеру, можно отметить некоторые технические новшества широко экспортируемого бразильского автомобиля ENGESA ЕЕ-9 Cascavel, выпускаемого с 1975 года. Его цельносварной корпус сделан из особой брони бразильского производства: наружный защитный слой и внутренний слой из более мягкой стали, подвергшейся прокатке и термообработке для лучшей защиты от баллистических снарядов, Cascavel имеет шестиколесную ходовую часть; башню французского производства в настоящее время замененную бразильской с 90-мм (3,54 дюйма) гладкоствольным орудием ЕС90-111. Машина имеет двигатель производства "Mercedes-Benz" или "General Motors". ENGESA также выпускает легкие бронеавтомобили ЕЕ-З Jararaca, которые также широко экспортируются в различные страны. германский Schutzenpanzer 12-3, японский "73", шведский Pansarbandvagn 302, российский БТР- 50П, английский FV432 и югославский М-60. Все эти модели, усовершенствованные и модифицированные, находятся на вооружении. Необычной моделью бронетранспортера специального назначения является американский плавающий гусеничный транспортер LVTP7, способный перевозить 25 полностью экипированных солдат морской пехоты.Колесные бронетранспортеры дешевле и менее сложны по конструкции, чем гусеничные. Они служат для выполнения боевых действий в тылу и населенных пунктах. Их назначение также совпадает с назначением машин внутренней безопасности, используемых в противопартизанской войне и полицейских операциях.
Большое внимание к колесным бронетранспортерам обусловлено прежде всего удешевлением их производства, упрощением ремонта и обслуживания вследствие использования в их конструкции узлов и агрегатов гражданских автомобилей. Современные колесные БТР, как отмечается в печати, по своей проходимости приближаются к гусеничным машинам, они имеют высокую скорость движения и большой запас хода. Машины этого класса стали многоосными со всеми ведущими колесами. Если раньше наиболее слабым звеном колесных бронетранспортеров были колеса и подвеска, то сейчас колеса делаются с шинами низкого давления арочного типа и имеют различные устройства для повышения проходимости и живучести (пористые наполнители, мощные грунтозацепы и т. д.). Подвеска делается комбинированной с применением торсионных и гидропневматических упругих элементов. Применение гидравлических систем сделало эти машины легко управляемыми. В дальнейшем возможна установка на перспективных бронетранспортерах более мощного вооружения, в том числе пусковых установок ПТУР. Основными моделями колесных бронетранспортеров, состоящих на вооружении многих стран мира, являются бразильский ENGESA ЕЕ-11 Urutu, китайские "55" и "56", чешский ОТ-64, французские VAB, VXB-70 и Panhard МЗ, английский Saracen, итальянский Fiat 6614, западногерманский Transportpanzer 1, голландский DAF YP-408, советские БТР- 60П, БТР-152 и БТР-40, швейцарский MOWAG Piranha и американский V-100 Commando. В последние два десятилетия специализированные машины внутренней безопасности получили широкое распространение во всем мире, от Ольстера до Зимбабве, благодаря возможности использования их во время десантно- диверсионных действий. В текст Парижского договора 1990 года "Об обычных вооруженных силах в Европе" введено следующее определение: "Термин "боевая машина пехоты" означает боевую бронированную машину, сконструированную и оборудованную главным образом для транспортировки боевого пехотного отделения, которая обычно обеспечивает десанту возможность вести огонь из машины под прикрытием брони и которая вооружена встроенной или штатно устанавливаемой пушкой калибра не менее 20 мм и иногда пусковой установкой противотанковых ракет. Боевые машины пехоты служат основной системой оружия мотопехотных танковых, механизированных соединений и частей сухопутных войск". БМП — основное боевое и транспортное средство современной пехоты, которое предназначено для передвижения и ведения боя. БМП повышают маневренность, огневую мощь войск и защищенность личного состава от поражающих факторов ядерного взрыва, огня обычных средств, а также от химического и биологического оружия. Позволяют при благоприятных условиях вести бой без спешивания, обеспечивая более тесное взаимодействие с танками.
БМП являются сравнительно новым классом бронированных машин. Их появление в середине 60-х годов было обусловлено резко усложнившимися условиями боевого применения пехоты. Дело в том, что за годы, прошедшие после Второй мировой войны, значительно выросли количество и эффективность средств борьбы с пехотой: стрелковое оружие в основном стало автоматическим, получили массовое распространение противопехотные гранатометы, увеличилось число пулеметов, в боекомплектах артиллерии и танков появились снаряды с готовыми убойными элементами, были созданы объемно-детонирующие боеприпасы, воздействующие не на отдельного бойца, а на группы. Это крайне затруднило использование пехоты в пешем строю, особенно при ведении наступательного боя. Во время атаки при движении от рубежа перехода в атаку до переднего края обороны противника пехота, во-первых, будет нести большие потери, во-вторых, снизятся темпы продвижения всего атакующего боевого порядка, что в свою очередь увеличит потери других боевых средств. В то же время на завершающих стадиях атаки при достижении позиций противника, ведении боя в обороне, а также во многих специфических условиях (в населенных пунктах, лесу, на болотистой местности и т. п.) спешенная пехота особенно эффективна, а порой просто незаменима. Стремление разрешить данное противоречие привело к созданию бронетранспортеров для пехоты. Однако многолетняя практика использования этих бронетранспортеров (начиная с боевых действий во Вьетнаме в 60-х годах) показала, что они тоже не снимают проблему.Прежде всего пехотное отделение не может тесно и непрерывно взаимодействовать с другими боевыми средствами (в первую очередь с танками) в интегрированных боевых порядках. Пассивное размещение пехотинцев (в роли пассажиров) и отсутствие у них возможности вести бой с машины под защитой ее брони делают пехотное отделение на многих этапах боя бесполезным, превращая его в заложника машины. Кроме того, отсутствие стационарно установленного вооружения не позволяет БТР решать ряд огневых задач, обычно возлагаемых на пехотное отделение в различных видах боя, поддерживать своих спешившихся пехотинцев огнем. Поэтому во многих странах начались работы по созданию специальных машин для пехоты, которые удовлетворяли бы значительно более сложным по сравнению с бронетранспортерами тактико-техническим требованиям и являлись бы не только транспортным, но и боевым средством пехотного отделения.
Наглядно проявившиеся на примере основных танков преимущества рационального сочетания основных боевых свойств привели к постепенному переходу на бронетанковую основу практически всех родов войск сухопутных войск. В целом это обеспечивает значительно большую однородность по защите и подвижности и облегчает задачу общевойсковой интеграции. Последняя заключается в создании формирований на уровне частей и даже подразделений, имеющих в своем составе все необходимые средства борьбы (основные танки, пехоту на БМП (БТР), самоходную артиллерию и др.), и способных самостоятельно решать широкий круг боевых задач. Главной целью для всех противотанковых средств является танк. Но это не единственная цель. Противотанковые средства призваны поражать бронированные гусеничные машины и других типов. За рубежом принято классифицировать все военные гусеничные машины по назначению на две большие группы: боевые машины и машины обеспечения. В группу боевых машин входят все объекты бронетанковой техники и ракетно-артиллерийского вооружения, размещенные на гусеничных шасси, в группу машин обеспечения—инженерная техника, техника управления и связи, транспортная техника. К объектам бронетанковой техники относятся: — основные боевые танки (самые массовые, составляют основу танковых соединений в условиях современной войны, выполняют боевые задачи, ранее возлагавшиеся на средние и тяжелые танки); танки боевого обеспечения (ракетные танки, танки-истребители, разведывательные танки, огнеметные танки; имеют ограниченное распространение по сравнению с основными танками); n
— боевые машины пехоты — БМП (предназначены для повышения мобильности, вооруженности и защищённости пехоты на поле боя; ведут бой в тесном взаимодействии с основными боевыми танками); n
— бронетранспортеры—БТР (служат для транспортировки личного состава, оружия, боеприпасов и различных воинских грузов на поле боя); n
— боевые разведывательные машины (для ведения разведки и связи).
В состав ракетного и артиллерийского вооружения, размещенного на бронированных гусеничных шасси, входят:
— ракетные комплексы тактического и оперативно-тактического назначения (пусковые установки, транспортные и другие машины наземного оборудования); n
— боевые машины с противотанковыми управляемыми ракетами; n
— самоходные противотанковые орудия (оснащены противотанковой пушкой или безоткатным орудием); n
— самоходные орудия (оснащены гаубицей или пушкой) ; n
— самоходные минометы; n
— боевые машины реактивных систем залпового огня; n
— зенитные ракетные и артиллерийские установки (предназначены для сопровождения и охраны танков от нападения с воздуха); — самоходные огнеметные установки. К инженерной технике относятся: — саперные танки (используются для инженерного обеспечения войск в зоне огневого воздействия противника — разрушения противотанковых препятствий, прокладки путей, проделывания проходов в минных полях, окапывания танков и т. д.); — минные тральщики; — мостоукладчики; n
— ремонтно-эвакуационные машины (предназначены для эвакуации с поля боя и ремонта вышедших из строя машин бронетанковой техники).
Техника управления и связи размещается в командирских и штабных машинах, оборудованных радиостанциями и другой аппаратурой. Гусеничная транспортная техника включает в себя транспортеры-тягачи, грузовые транспортеры, снего-болотоходы. Вес современных зарубежных военных гусеничных машин находится в пределах от 3 до 65 г. В этом диапазоне различают пять весовых категорий: особо легкую—до 8 т, легкую—до 15 т, промежуточную—до 25—28 т, среднюю —до 40 г, тяжелую — более 45 т. Машины особо легкой и легкой весовых категорий могут преодолевать водные преграды на плаву без дополнительных средств и десантироваться парашютным способом. 
Если БТР обычно вооружались 7,62-мм и 12,7-мм.и пулеметами, то в БМП кроме пулеметов установлены 20-мм автоматические пушки, обладающие большой скорострельностью. Зарубежные специалисты отмечают, что в будущем 20-мм калибр пушечного вооружения БМП может оказаться недостаточным. Поэтому изучается проблема оснащения БМП более мощным артиллерийским вооружением, чтобы использовать их в качестве истребителей танков. Для ведения разведки и боевого применяются гусеничные и колесные разведывательные машины. Они могут быть также использованы в качестве командирских машин. К боевым разведывательным машинам предъявляют целый ряд требований: малый вес, небольшие габариты, высокая маневренность, бесшумность, способность к преодолению водных преград, пригодность для сбрасывания с грузовыми парашютами. Броневая защита—противопульная. Вооружение—один или несколько пулеметов, пушки калибра 20—90 мм, возможна дополнительная установка противотанковых управляемых ракет. Боевые разведывательные машины оснащаются современной аппаратурой для наблюдения и обнаружения противника в любое время суток, необходимыми средствами связи для быстрой и надежной передачи разведывательной информации, комплексом приборов и аппаратурой для действий в ночных условиях. Американская армия в качестве боевых разведывательных машин использует легкий танк М551 "Шеридан" и БТР М114А1.
ЛЕГКИЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ
В настоящее время в армиях стран-участниц НАТО легкие бронированные машины (ЛБМ) различного назначения в основных дивизиях составляют от 50 до 70 процентов всего парка машин, не считая автомобилей. Это гусеничные и колесные, плавающие и неплавающие, машины массой до 25 т. Особую роль аэротранспортабельные ЛБМ играют в воздушно-десантных войсках, где являются практически основным средством транспортировки живой силы на поле боя и оказания ей огневой поддержки. К достоинствам ЛБМ относятся: высокая подвижность (быстроходность и проходимость) в самых разнообразных дорожно-грунтовых условиях; защита экипажа и внутреннего оборудования от пуль, осколков снарядов и бомб; сравнительно большие грузоподъемность и заброневое пространство, позволяющие осуществлять монтаж достаточно тяжелого и громоздкого вооружения и оборудования; относительно невысокая стоимость (принято считать, что в условиях развитого производства цена машины пропорциональна ее массе), что при ограниченных ассигнованиях становится решающим фактором.
Как считают зарубежные специалисты, для успешного решения всего комплекса задач, которые могут быть поставлены перед современными высокомобильными группировками сухопутных войск, необходимо создавать семейства ЛБМ. При этом под семейством принято понимать совокупность боевых и специальных машин различного назначения, имеющих единую конструкторско-технологическую базу. Тоесть они должны различаться вооружением и оборудованием, уровнем защиты, что обеспечивало бы выполнение ими целевых задач, и одновременно иметь как можно больше стандартизированных конструктивных элементов: силовую установку; трансмиссию; элементы ходовой части; системы управления движением, навигации, информационного обеспечения, ликвидации пожаров и последствий взрывов. Они должны также использовать единые горюче-смазочные и другие эксплуатационные материалы. Такой подход не является новым. Например, известно, что на базе БТР М113 создано большое количество машин различного назначения. Однако в связи с недостаточной гибкостью конструкции базового образца выпуск каждой новой машины вызывал определенные трудности. Разработки, которые ведутся в настоящее время, ориентированы на создание ЛБМ различного назначения: БМП и БТР; легкие танки и самоходные артиллерийские системы (самоходные орудия, минометы, РСЗО); самоходные противотанковые и зенитные ракетные комплексы; разведывательные и инженерные машины; командно-штабные машины (КШМ), машины связи и РЭБ, подвижные наблюдательные пункты; ремонтные, ремонтно-эвакуационные, санитарные, транспортно-заряжающие, топливно-заправочные; многоцелевые транспортеры- тягачи. Боевые машины пехоты и бронетранспортеры представляют собой важнейший класс ЛБМ. Они являются основным транспортным средством современной пехоты и обеспечивают ей огневую поддержку на поле боя. БМП и БТР выполняются на колесной и гусеничной базе. Причем последним отдается предпочтение, когда машины предполагается использовать на необорудованных ТВД, для ведения антипартизанских и других боевых действий невысокой интенсивности. БТР или БМП служат в качестве базового шасси для машин различного назначения (БРМ, самоходные пушки, минометы и 11ТРК, зенитные системы, командно-штабные, санитарные, транспортные и ремонтно-эвакуационные машины). Этому способствует большое заброневое пространство, где могут размещаться сравнительно громоздкое и тяжелое вооружение, боеприпасы к нему, системы управления огнем и другое оборудование.
Основные направления развития БМП и БТР: повышение огневой мощи, подвижности на поле боя и уровня броневой защиты. В Германии модернизация БМП ("Мардер-Al и А2" до стандарта A3) осуществляется путем повышения защищенности машины, совершенствования приборного комплекса, а также создания новой БМП "Мардер-2". В США планируется модернизировать БМП М2 "Брэдли" (модификация М2АЗ) При этом предусматривается дополнительное бронирование, применение динамической защиты, перекомпоновка боеукладки, повышение характеристик системы подавления пожара. Для снижения массы машины намечается использовать в ее конструкции легкие композитные материалы для изготовления брони. Интерес к легким танкам и самоходным артиллерийским системам в странах НАТО, и прежде всего в США, резко возрос в связи с созданием "сил быстрого развертывания". Усиление защиты бронированных машин, в первую очередь основных танков, в какой-то степени снизило эффективность снарядов кумулятивного действия. Это обострило проблему борьбы с танками, для поражения которых целесообразно использовать кинетические (подкалиберные) снаряды высокого могущества. Для стрельбы такими снарядами нужна пушка большого калибра, имеющая высолю баллистику. Кроме того такая пушка способна вести эффективную стрельбу снарядами других типов, прежде всего осколочно- фугасными, что делает машину, на которой она установлена универсальным боевым средством. В 1984 году фирма "Кадиллак гейдж" создала легкий танк "Стингрей" с английской низкоимпульсной 105-мм нарезной пушкой. Фирма FMS основной поставщик AMI М2 и МЗ "Брэдли", создала в 1985 году опытный образец легкого танка CCVL (ХМ8) который также вооружен низкоимпульсной 105-мм нарезной пушкой производства германской фирмы "Рейнметалл". Многие элементы конструкции, в том числе броневой защиты, заимствованы у БМП М2 и МЗ.
Свой вариант легкого танка по программе ACS (Armoured Gun System) в 1985 году представила фирма "Теледайн континентэл моторз". Машина имеет оригинальную конструкцию с вынесенной 105-мм пушкой (подобной М68А1, но с модифицированными противооткатными устройствами и дульным тормозом). Позже к разработке присоединилась фирма "Дженерал дайнэмикс". Эта машина получила название ТСМ. В программу AGS включилась шведская фирма "Хёгглундс", открывшая в США свое отделение. В качестве прототипа для дальнейшей работы она предлагает базовую машину семейства CV-90 которая представляет собой комбинацию шасси боевой машины пехоты CV-90 и башни (французской фирмы GIАТ) со 105-мм пушкой. Все созданные по программе AGS образцы выполнены на основе современных технических решений. К их числу относятся автоматы заряжания пушки (кроме машины фирмы "Хёгглундс"), модернизированные системы управления огнем, комплексные системы наблюдения и прицеливания. В то же время на них широко используются хорошо отработанные элементы ранее созданных машин (силовые установки, трансмиссии, элементы ходовой части и тд.). Работы над аналогичными машинами в едутся и в других странах НАТО. Важную роль в системе боевых ЛБМ играют самоходные противотанковые установки. Они выполняются в вариантах с использованием пушечного и ракетного вооружения. Созданные в 60-70-х годах ЛБМ с 90-105-мм пушками представляли собой самоходные противотанковые установки (IKV-91, "Кирасир" и другие), поскольку на них использовались пушки низкого давления, обеспечивающие достаточную эффективность стрельбы только сравнительно легкими подкалиберными снарядами.
На машинах 80-90-х годов устанавливаются уже танковые 105-мм низкоимпульсные пушки, из которых можно вести огонь боеприпасами всех типов. Типичным примером разработки универсальной ЛБМ с пушечным вооружением является американская программа AGS, согласно которой известными фирмами были представлены для конкурсного отбора опытные и демонстрационные образцы. Широкое распространение противотанкового ракетного оружия объясняется следующими причинами: ракета имеет существенно большую, по сравнению с пушкой, дальность эффективной стрельбы; заброневое пространство дает возможность не только разместить в нем поднимающуюся пусковую установку (ПУ) и достаточный боекомплект ракет, но и перезаряжать ПУ. Кроме того, быстроходное шасси позволяет рационально с тактической точки зрения использовать эти машины за счет своевременной смены позиций (возможно также ведение огня из-за укрытий и обратных скатов высот), находящихся вне досягаемости огня танковых пушек противника. Предпринимаются попытки создать машину, которая могла бы вести борьбу как с танками, так и с вертолетами. Самоходные гаубицы, пушки-гаубицы, системы залпового огня и минометы традиционно выполняются на легком гусеничном шасси. Последним сейчас уделяется большое внимание. Достоинство самоходного миномета перед транспортируемыми заключается в том, что он может вести огонь и менять свою позицию раньше, чем противник организует контрбатарейную стрельбу. Поэтому такие минометы планируется иметь практически во всех разрабатываемых семействах ЛБМ. Например, во Франции создан 81-мм самоходный миномет набазе БМП АМХ-10Р, в ФРГ проведены испытания 120-мм образца "Диль" на шасси бронированной машины "Пума" , в Великобритании фирмой "Ройял орднанс" разработан 120-мм самоходный миномет на шасси БТР М113.
Машины других типов должны отвечать требованиям, соответствующим их целевому предназначению. При этом возможны изменения основных элементов корпуса и башни, переход с гусеничной базы на колесную и наоборот. Если все машины принадлежат к одному семейству (созданы на едином шасси), то появляется множество дополнительных преимуществ, в частности упрощаются обучение экипажей, обслуживание и ремонт. Такой подход находит все большее распространение. Так, американская БМПMLRS, самоходный миномет, ЗРК ближнего действия, универсальный грузовой транспортер. На базе шасси английской БМП "Уорриор" разработаны машина управления огнем полевой артиллерии, по внешнему виду не отличающаяся от БМП, но оснащенная специальным артиллерийским и навигационным оборудованием, самоходный ПТРК "Милан", боевая ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ, рис.4) и другие образцы боевой техники. Еще более четко это прослеживается в новых разработках. Например, немецкие фирмы "Краусс-Маффей" и "Диль" при участии фирм "Ренк", МАН, "Вер", "Дайзен-рот", "Дейгра", "Кука", "Маузер", "Эрликон", "Кокериль" и "Бофорс" создают новое семейство гусеничных бронированных машин "Пума". В основу их создания будет положен принцип модульности конструкции, они должны иметь высокий уровень стандартизации и сравнительно низкую эксплуатационную стоимость. Первоначально появился образец РТ-1 с 20-мм автоматической пушкой Rh202 в башне. В 1988 году австралийским, канадским и германским специалистам был представлен еще один опытный образец "Пумы" - РТ-2, оснащенный двухместной башней СК25В (фирмы "Кокериль") с 25-мм автоматической пушкой "Эрликон". Однако по желанию заказчика может устанавливаться двухместная башня Е4А1 (фирмы "Кука") с 25-мм пушкой "Маузер". Экипаж машины три человека, еще восемь располагаются в десантном отделении. Компоновка РТ-2 предусматривает размещение десантников вдоль продольной оси машины спиной друг к другу на откидывающихся сиденьях. Бойницы (амбразуры) в бортах отсутствуют. В крыше десантного отделения имеются шесть перископических приборов наблюдения, еще два установлены в кормовых дверях. Стальные броневые листы сварного корпуса позволяют защищать боевой расчет от пуль калибра 14,5 мм, а в будущем предполагается обеспечить его защиту от 30- мм снарядов. БМП РТ-2 оборудована системой коллективной защиты.
Предусматривается разработать несколько вариантов компоновки машины. В частности, это может быть транспортер с открытой платформой для перевозки различных грузов (до 6000 кг), оснащенный подъемным краном, или топливозаправщик. На базе "Пумы" может быть создана транспортно- заряжающая машина, приспособленная для загрузки боеприпасов в танк без выхода экипажа. В состав семейства предполагается включить также подвижный наблюдательный пункт, легкий танк с 90- или 105-мм пушкой, БТР, БРМ, БРЭМ, самоходные миномет и ЗРК, самоходную противотанковую установку и т.д. Однако по финансовым соображениям фирма "Краусс- Маффей" ограничилась пока разработкой четырех машин: 120-мм самоходного миномета, легкого БТР, легкого БТР без башенной системы вооружения, установки ПТУР на подъемной (на 12 м) платформе для борьбы с танками и вертолетами противника. Семейство легких гусеничных машин "Марс-15" разработано французской фирмой "Крезо Луар" для замены АМХ-13 и предназначено прежде всего на экспорт. В зависимости от модификации полная масса ЛБМ будет составлять от 15 до 18 т. По сравнению с семейством машин АМХ-13 в "Марс-15" должны быть реализованы более высокие требования к эксплуатационным параметрам, уровню броневой защиты, живучести, подвижности и стоимости жизненного цикла. Полномасштабная разработка "Марс-15" началась в 1988 году. Первыми двумя опытными образцами являются самоходная противотанковая установка, оснащенная башней TS-90 (фирмы GIAT) с 90-мм пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом, и БМП с системой вооружения Т25 (25-мм пушка М242 и спаренный 7,62-мм пулемет). К числу модификаций семейства "Марс-15", разрабатываемых фирмой "Крезо Луар", принадлежат также следующие: легкий танк, КШМ, БТР, самоходные миномет и ЗРК, машина управления огнем артиллерии, РЛС, санитарная машина, БРЭМ и самоходная артиллерийская установка (со 155-мм артиллерийской системой). Машины могут выполняться в гусеничном или колесном варианте. Таким образом, ЛБМ рассматриваются специалистами НАТО как один из развивающихся классов вооружения сухопутных войск. Эти машины, создаваемые на основе современной технологии, отвечающие требованиям унификации и стандартизации, в ближайшее время найдут широкое применение а различных родах войск, и в первую очередь в легких мобильных силах.

 
   
Hosted by uCoz