Японские мечи
 

главная
поединок
назад

 

 

Описание японских мечей
(документ Общества по сохранению искусства японского меча, NBTHK)
Тати:Когда вы изучаете мечи, выставленные в музеях, те, что расположены лезвием вниз, – это тати. С периода Хэйан вплоть до начала периода Муромати мечи носились подвешенными к шнуру, обвязанному вокруг поясницы. Обычно тати имеют значительный изгиб, сори, и длина их обычно от 65 до 70 сантиметров.
Катана:Клинок этого типа сменил тати в середине периода Муромати и использовался вплоть до конца периода Эдо. В длину он составляет 60,6 сантиметров (2 сяку) или более, но обычно чуть короче тати. Вопреки манере ношения тати, катана крепили в поясе так чтобы лезвие было сверху. Термин катана также включает и мечи, изначально сделанные как тати, но укороченные путем суриагэ. Их демонстрируют тем же образом, что и катана. Некоторые мечи, сделанные в период Синто группой кузнецов провинции Хидзэн, а также те, что сделаны в период Синсинто в конце режима сёгуната Токугава, были выполнены в стиле тати.
Вакидзаси:Мечи длиной от 30,3 (1 сяку) до 60,6 сантиметров называются вакидзаси и носились у пояснице подобно катана. Те, что весьма короткие, около 36-40 сантиметров (1 сяку 2-3 сун), называются ко-вакидзаси. На протяжении периода Момояма и последовавшего за ним периода Эдо вакидзаси носили вместе с катана как дайсё (пара большого и малого мечей).
Танто:Мечи короче, чем 30,3 сантиметров называются танто. Другое название для этих очень коротких мечей – косигатана. В древности термином катана обозначали танто.

Структура (цукури-коми):
Японские мечи сделаны в разных стилях, таких как хирадзукури (плоские, без ребра), синогидзукури (с продольным ребром вблизи обуха), кирихадзукури (с продольным ребром вблизи лезвия), и морохадзукури (обоюдоострые).
Китаэ:
Чтобы соответствовать всем свойствам хорошего Ниппон-то, который должен быть стоек к переламыванию и сгибанию, брус мягкой стали для сердцевины (синганэ) с пониженным содержанием углерода оборачивается твердой сталью оболочки (каваганэ) с б`ольшим содержанием углерода и это подвергается ковке. В качестве наружного металла используется так называемое тама-хаганэ (сталь, произведенная традиционным методом плавки с использованием древесного угля), складываемая и кованная целых 15 раз. Разнообразие поверхностных узоров, произведенных таким образом, имеет следующие виды: итамэ (древесный узор), мокумэ (радиальный узор), масамэ (продольный узор), нисидзи (плотный узор кожуры груши), аясуги (концентрические изгибающиеся линии). Другие образования включают дзи-ниэ (обособленные зерна на стальной поверхности), тикэй (короткие изогнутые линии зерен ниэ), уцури (туманные темноватые области в дзи параллельно линии закалки), и все они характеризуют как отдельно взятого кузнеца, так и традиционные и местные школы.
Ниэ и ниои:
В процессе закалки, часть лезвия или хамон становится границей, свидетельствующей о разнице в твердости стали. Ниэ и ниои проявляются там, где закаленная и стальная части встречаются в дзи. Ниэ – относительно крупные отдельные частицы, различимые глазом, тогда как ниои столь малы, что требуется микроскоп, чтобы разглядеть их. Если ниэ можно сравнить с отдельными звездами, сияющими на небе, то ниои сравнимы с туманной линией Млечного пути. Доктором Куниити Тавара (1872-1918 гг.), японским металлургом, с научной точки зрения было доказано, что ниэ и ниои, проявляющиеся после обработки лезвия с помощью различных шлифовальных камней, представляют собой смесь очень твердого компонента стали, мартенсита, и средней по твердости субстанции.
«Активность» частиц в дзи (поверхность клинка) и в ха (режущей области):
Термином «активность» мы обозначаем разнообразные формации зерен, которые делают меч внешне более или менее живописным. В зависимости от типа формации зерен им даются художественные имена, такие как аси (ноги), ё (листва), сунагаси (дрейфующие пески), хакикакэ (следы широкой метлы), утинокэ (щепки), кинсудзи (золотая строка) и тому подобное. Наиболее обычный кинсудзи сформирован из ниэ, которые выстроились в тонкие сияющие линии в области лезвия. Более широкие и длинные линии называются инадзума (молния). Подобные образования в дзи называются тикэй (пейзаж в дзи). Юбасири (бегущий кипяток) относится к полоскам ниэ в ограниченных участках. Ниэ, расположившиеся в дзи или в части клинка за пределами лезвия и на обухе называются дзи-ниэ. Когда в поверхности клинка преобладают ниэ, такой меч называется ниэ-дэки, что характерно для ранних работ Камакура и школы Сосю вообще. Ниои-дэки означает мечи, в стальной поверхности которых преобладают туманные образования ниои. Мечи с преобладанием ниои представляют школа Бидзэн, появившаяся после середины периода Камакура, а также школа Аоэ Биттю в период Нанбокутё.
Закаленные участки (хамон):
Чтобы должным образом изучить красоту Японского меча, в дополнение к текстуре поверхности стали и общей структуре клинка, изучению надлежит подвергнуть и его закаленную часть. Хамон – это элемент, созданный посредством процедуры закаливания режущего лезвия клинка с целью придания ему твердости. После того как стальная заготовка, состоящая из металлов оболочки и сердцевины, неоднократно сложена для ковки и прокована в грубую форму клинка, его поверхность покрывают якиба-цути, своего рода керамической глиной. Затем шпателями утончают покрытие в районе лезвия, чтобы оно подверглось более сильному нагреву, что вызовет возникновение определенных элементов в лезвии. Соответственно тому, как счищено покрытие, называемое цутидори, предполагается получить клинки с прямой закаленной частью, называемой сугуха, или клинки с разнообразными видами нерегулярных частей - мидарэба. Когда покрытие просохнет, клинок нагревается в горне на древесном угле до красноты, когда оно будет готово быть погруженным в холодную воду. Эта операция называется якиирэ и требует высшего мастерства и основана на опыте и исследованиях. Для пояснения, термин сугуха включает разные виды прямого хамон, такие как хиро-сугуха (широкий), хосо-сугуха (узкий). Мидарэба включает ко-мидарэ (малый), тёдзи (форма гвоздики), дзюка-тёдзи (многократный тёдзи), кавадзуко-тёдзи (тёдзи в виде головастиков), гуномэ (зигзаг), катаоти-гуномэ (наклоненный зигзаг), санбонсуги, нотарэ (волны), торан (вздымающиеся волны), хитацура и сударэба.
Вершина (боси):
Этот термин относится ко всей верхней области выше ёкотэ (поперечный гребень), что еще называется киссаки. Различные размеры вершин и типы закалок, выполняемые здесь, являются характеристиками, достаточными для определения отдельного изготовителя или школы, а также времени изготовления, а поэтому это очень важные элементы в изучении меча. Типы закалки в боси могут быть следующие – о-мару (большой полукруг), ко-мару (малый полукруг), мидарэ-коми (нерегулярно вытянуто), якицумэ (полностью до обуха), дзизё (голова каменного изваяния) и каэн (пламя).
Насечки напильником на хвостовике (ясуримэ):
Ясуримэ – это заключительная опиловка напильником поверхности рукоятки клинка, называемого накаго (хвостовик). Как школа так и время изготовления оставляют специфические следы на неполированной поверхности железа. Кири, также называемый ёко, это прямые параллельные насечки и наиболее распространенный тип маркировки. Каттэ-сагари имеет наклон вправо, то есть каттэ – слева направо. Судзикай аналогичен каттэ-сагари, но под более крутым углом. Когда наклоны начинаются справа вниз, это называется сака-судзикай. О-судзикай – это наиболее выраженный судзикай, характерный для школ Аоэ и Самондзи периода Кото. Другие маркировки включают таканоха, еще называемый сида, который напоминает перо ястреба, сака-таканоха выглядит как перевернутое перо ястреба, ката-судзикай, являющаяся комбинацией кири и судзикай, все они в основном являются маркировками традиции Ямато; хигаки напоминает клетку и присутствует в Ямато, Мино, Наминохира в Сацума и других школах; кэсё-ясури присутствует исключительно в работах Синто, а сэнсуки выглядит как очищенная поверхность, что имеется на примитивных неизогнутых Ниппонто (Дзёкото) и ранних Кото.
Гравюры на клинке (хоримоно):
Гравировки на лезвии встречаются уже в начале периода Хэйан, и имели они как религиозное так и декоративное назначение. Они отражают как популярную моду своего времени, так и черты отдельных кузнецов и школ. У прямых плоских желобов, называемых бо-хи, которые обычно вырезали на клинке, могут быть разные типы окончания, например, какудомэ (квадратный конец), марудомэ (круглый конец), какинагаси (сужается кверху), какитоси (уходит к окончанию рукояти). Изображения, вырезанные в работах Кото в дополнение к хи, были в своем большинстве религиозными, и включали Бондзи (Санскрит), кэн (кинжал), Фудомёо (воплощение Будды), курикара (дракон, обвившийся вокруг меча), Санко-кэн (клинок с трех лучевой рукоятью), гомабаси (пара палочек для религиозных ритуалов), надпись ХАТИМАН ДАЙБОСАЦУ и НАММЁХОРЭНГЁКЁ и т.п. Во времена Синто гравировки стали в основном декоративными и популярные мотивы включают цуру-камэ (журавль и черепаха, что символизирует долголетие), дзёгэ-рю (взлетающий и опускающийся драконы), сё-тику-бай (сосна, бамбук и цветущая слива) и гора Хорай (легендарная гора вечной молодости).
Дайшо, что означает «большой-маленький». Так называют пару мечей, которые носили самураи. Различают два типа дайшо: а, b Тачи и короткий танто полагались к придворному костюму или доспеху, их носили подвешенными к поясу; с, d Катану и короткий вакизашизасовывали за пояс повседневной одежды лезвиями вверх.
Устройство(справа). Показаны части клинка (А) и ножен катаны (В, С) и тачи (D). Западные коллекционеры используют именно эти японские термины. Катана и тачи различаются внешними приспособлениями, а их клинки — только месторасположением клейма мастера (оно должно быть на наружной стороне при соответствующем способе ношения меча).

 

 

  1. Киссаки
  2. Якиба
  3. Хамон
  4. Шиноги
  5. Муне
  6. Кессо
  7. Мекуги-ана
  8. Коджири
  9. Сая
  10. Сагео
  11. Куриката
  12. Кои-гучи
  13. Кашира
  14. Хабаки
  1. Сеппа
  2. Цуба
  3. Фучи
  4. Мекуги
  5. Менуки
  6. Иши-зуки
  7. Семе
  8. Ни-но-аши
  9. Ичи-но-аши
  10. Шитоги-цуба
  11. Цуко-аи
  12. Мусуби-гане
  13. Кабуто-гане
    Строение клинка
  1. Тылье
  2. Щеки
  3. Сердцевина
  4. Лезвие
    Поперечные сечения клинков
    Клинки чаще изготавливали из полос железа или стали таким образом, чтобы лезвие было острым и твердым, а тылье — мягким. Здесь показаны четыре типа поперечного сечения.

  1. Мару-китае, клинок целиком из твердой стали.
  2. Вариха тецу китае, твердое только лезвие.
  3. Кобусе сан май китае, мягкие сердцевина и тылье.
  4. Шихозуме китае, сердцевина мягкая, щеки и тылье средней твердости.

Мечи пяти традиций.
(В книге Канзан Сато «Японский меч», Токио. 1984 г.)
Ямасиро
Первый кузнец, работавший в Киото в провинции Ямасиро, чье имя нам известно, - Сандзё Мунэтика. Его тати, подписанные Сандзё (от названия улицы в Киото где он жил) или Мунэтика, датированы в основном 10-м веком. Эти мечи имеют глубокий изгиб вблизи рукояти (косидзори) и значительное превышение ширины клинка у рукояти над шириной клинка у вершины (фумбари). Сама вершина (киссаки) маленькая, структура волокон стали – мелкая итамэ, линия закалки иногда типа ко-мидарэ и состоит из ниои и ниэ, встречается двойное (нидю-ха) и даже тройное (сандзю-ха) лезвие.
Далее следует отметить очень важную школу Аватагути (от названия района в Киото). Кунитомо (конец 12 - начало 13 веков) был одним из лидеров этой школы. Его тати схожи с мечами Мунэтика, но узор закаленного лезвия (хамон) обычно прямая (сугуха) с элементами ко-мидарэ (мелкий беспорядок). Другой достойный кузнец этой школы, один из лучших мастеров вообще, Тосиро Ёсимицу, известен своими плоскими (хирадзукури) прямыми и чуть вогнутыми (утидзори) кинжалами со сталью типа ко-итамэ и узором лезвия типа сугуха, с длинными хвостовиками с овальным концом (куридзири) и умеренно наклоненной насечкой напильником (каттэ-сагари).
Третья группа из Ямасиро – школа Рай. Клинки ее основателя, кузнеца Куниюки, жившего в 13-м веке, широкие и узкие тати с закалкой ко-мидарэ или тёдзи (бутоны гвоздик) с зернами ниэ и ниои, структура стали – итамэ. Позднее. В работах Рай Кунимицу (начало 14-го века) как итог влияния традиции ковки из провинции Сагами, появился узор закаленного лезвия гономэ.
Сагами
Иначе называемая традиция Сосю появилась благодаря покровительству военных правителей (сёгунов) из Камакура вблизи современного Токио. Начало было положено в 1249 году, когда Аватагути Куницуна из Ямасиро прибыл в Камакура и выковал тати для регента Ходзё Токиёри. Сын этого кузнеца, Синтого Кунимицу был учителем будущего мастера Юкимицу и великого и непревзойденного Масамунэ, который прославил школу Сагами и считается самым лучшим кузнецом. Для традиции Сосю характерны как мечи так и прямые ил утидзори кинжалы, длина обычно 24-28 см. Структура стали очень изящная, плотная итамэ, узоры лезвия разнообразные. У Масамунэ обычно узор типа мидарэ-ха, обильно насыщенный ниэ.
Бидзэн
Расположенная на побережье Внутреннего моря эта провинция в те далекие времена была центром выработки железа. С конца периода Хэйан вплоть до губительного наводнения реки Ёсииё в конце 16 века район вокруг поселения Осафунэ был, пожалуй. Самым плодовитым на клинки во всей Японии. Внутри так называемой школы Ко-Бидзэн (Старый Бидзэн), объединяющей всех мастеров 10-12 веков есть три великих имени – Томонари, Масацунэ и Канэхира. Их тати тонкие, с резко выраженным изгибом косидзори, с маленьких размеров вершиной (ко-киссаки), структура стали итамэ или ко-итамэ, узор закаленного лезвия в основном ко-мидарэ в сочетании с тёдзи и гономэ с обилием ниэ.
В 13-м веке стиль Хэйан был развит школой Итимондзи, основанной мастером Норимунэ, и школой Осафунэ, но впоследствии клинки стали шире, вершины крупнее, что могло быть связано со спецификой плотных кожаных доспехов монголов. В работах Осафунэ изгиб клинка типа косидзори сменился равномерным изгибом по всей длине (ториидзори), в 14 веке тати несколько удлинились и стали более широкими, влияние традиции Сагами стало заметно, особенно в узоре закаленного лезвия (хамон) – это узоры нотарэ и о-мидарэ. В период Муромати вначале делались изящные тати с хамон гономэ-тёдзи, но ажиотажный спрос на мечи в начале15 века вплоть до конца 16 века сделал провинцию Бидзэн (вместе с провинцией Мино) крупнейшим центром массового изготовления оружия не только для внутреннего применения, но и для экспорта в Китай. Изготавливались многочисленные клинки на любой вкус согласно запросам многочисленных заказчиков.
Ямато
Это самая древняя традиция из всех, когда эта провинция стала политическим центром Японии, что произошло аж в 4 веке нашей эры. Тогда еще использовались китайские технологии обработки железа. Полулегендарный кузнец Амакуни, называемый Отцом японского меча, был родом, по-видимому, из Ямато и жил в 8 веке, хотя сегодня все это не считается совершенно достоверным. О чертах мечей Ямато до 12 века можно лишь догадываться, но в период Камакура картина прояснилась. Это мечи с выраженным продольным ребром (синоги), со структурой стали масамэ или итамэ, узор лезвия чаще всего сугуха с использованием ниэ, встречается сочетание сугуха с мидарэ. В отличие от традиций Бидзэн и Ямасиро почти не встречается закалка тёдзи. Как правило, исключительно яркие и насыщенные зернами ниэ закалки традиции Сагами здесь не встречаются. В основном мы имеем дело со сдержанным консервативным и спокойным стилем.
История производства оружия в Ямато подразумевает тесную связь оружейников со старыми храмами Нара и другими, чьи монахи участвовали в военных действиях, что распространилось и на монахов в других провинциях. Мечи Нара в период Камакура стали известны по всей Японии. Среди значительных школ ковки в Ямато школа Тэгаи замечательна тем, все ее члены, включая мастера Канэудзи, в самом конце периода Камакура переселились в селение Сидзу в провинции Мино, и там возникла традиция Мино.
Мино
Канэудзи делал тати умеренной толщины с вершинами умеренных размеров, на хвостовиках нанесены насечки напильником с небольшим наклоном (каттэ-сагари), сами хвостовики резко обрезаны чуть наискось (кири). Это похоже на работы традиции Сагами, ведь Канэудзи учился у Масамунэ.
Черты клинков Канэудзи впоследствии стали чертами стиля Мино – структура стали сочетает итамэ и масамэ, состоящие из ниэ, наличие дзи-ниэ и тикэй в дзи, узор лезвия типа ко-мидарэ с небольшим количеством гономэ (взято из Ямато) или нотарэ (взято от Масамунэ). В области закаленного лезвия видны структуры сунагаси и хакикакэ.
Внутри традиции Мино было семь школ, из которых выделяются ясными отличительными особенностями, особенно использованием узора лезвия типа сугуха, школы Ёсисада и Канэёси (конец 14 - начало 15 веков).
В период Муромати самыми мощными центрами по изготовлению мечей были Осафунэ в Бидзэн и Сэки в Мино. Массово изготавливаемым в Сэки мечам недоставало индивидуальности, но не в той степени как мечам Осафунэ. Несколько кузнецов, вернее групп кузнецов, стоящих за подписями типа Канэсада и Канэмото, использовали выразительные узоры лезвия, например санбонсуги. Выразительность хамон со временем стала яркой чертой, что выделяло многих кузнецов в начале периода Эдо.
На практике, большинство новых школ, появившихся в период Момояма и начале периода Эдо, происходили из Мино.

 
   
Hosted by uCoz