|
В
течение I – начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных
языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей
южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо),
нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса.Эти
территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием
ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих.
Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные
леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас,
которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся
жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации
майя классической эпохи.
Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие
в Мексиканский залив, а восточную – реки, несущие воды в Карибское море.
К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного
покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются
кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив,
что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот)
либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье
полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями
внутренних областей.
По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек.
В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной.
Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать
малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали
маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность
майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка
древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии
майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами
и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное,
что не подверглось пересмотру из прежних представлений, – исключительный
интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно
вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в
частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает
общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а
также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.
Периодизация истории майя. В архаический (2000–1500 до н.э.) и
в ранний формативный периоды (1500–1000 до н.э.) доклассической эпохи
в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников
и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также
дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да
несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный
период (1000–400 до н.э.) – первая сравнительно хорошо документированная
эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения,
разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза
(Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту
эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной
власти.
Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400
до н.э. – 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это
время строятся монументальные сооружения – стилоботы, пирамиды, площадки
для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные
комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на
севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе
и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль
(Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот
период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного
периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями.
Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины
и перья птицы кецаль.
В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики
– изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или
профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий,
устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности.В
последующий ранний классический период (250–600 н.э.) классической эпохи
майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств,
каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали
общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность,
астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического
периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных
на стеле города Тикаль, – 292 н.э., что в соответствии с т.н. «долгим
счетом майя» выражается цифрами 8.12.14.8.5.
Владения
отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем
на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали
значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого
государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура
которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля
майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной
центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических
персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа.
Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками
с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки,
притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты
иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими
о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя
Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии.
В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м
высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей,
поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить
магическую связь с духами предков. Обнаруженное в «Храме надписей» захоронение
Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания
царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился
(по нашему летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего украшали нефритовое
ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная
маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен
в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных
предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения
обычно помещали сосуды, по-видимому с едой и напитками, предназначенные
для питания усопшего на его пути в загробный мир.
В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней
и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас
в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно
государственными делами – организовывали и возглавляли военные набеги
против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали
участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами,
прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме
Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга.
За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях,
окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах,
крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи
сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло
извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие
дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из
тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы.
Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального
двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный
характер.
В поздний классический период (650–950) население низинных областей Гватемалы
достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной
продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное
земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек. В поздний
классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться
новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком
иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период
пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание
надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном
пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти,
то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников
для жертвоприношений.
К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается
строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор
не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием,
эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации
перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье – области,
воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на
короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица.
Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами,
более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по
камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.
|
|