Боевой нож
 

главная
назад

 

 

БОЕВОЙ HОЖ В БЛИЖHЕМ БОЮ
отрывок из книги "Боевые ножи"
Поражение противника с помощью боевого ножа возможно только в ближнем, как правило рукопашном бою. Вот почему есть смысл представить общую картину такого боя, акцентируя при этом внимание на характерных особенностях, связанных с использованием ножа. Большинство боевых столкновений можно разделить на две большие группы - "бой на прорыв" и "бой на уничтожение". Признак, на основании которого подобное разделение возможно, связан с целью и задачами каждого конкретного боя. Единственной и главной задачей "боя на уничтожение" является истребление живой силы противника. Достижение этого полностью зависит от исхода самой рукопашной схватки. Именно про "бой на уничтожение" говорят: "Вырезали целую роту!" А вот цель "боя на прорыв" совсм иная - проход сквозь вражеские боевые порядки, выход на рубеж, захват объекта. Любые, даже самые короткие стычки с противником только мешают достижению цели "боя на прорыв". Противник в таком бою является лишь одним из множества препятствий на пути воина. Препятствием, которое можно обойти, вывести из строя или нейтрализовать, но вовсе не обязательно уничтожать.
Техник и тактика ведения "боя на уничтожение" и "боя на прорыв" существенно различаются. При ведении "боя на уничтожение" предпочтение отдается технике, позволяющей надежно поражать летальные области тела. Ведь даже смертельно раненый противник может всадить вам пулю в спину. Чтобы не допустить этого, нож, как правило, используется для нанесения глубоких проникающих ранений жизненно важных органов. Однако для выполнения таких ударов требуется время. Речь идет о времени, необходимом как для выполнения глубокого удара, с учетом преодоления сопротивления костных и соединительных тканей, элементов обмундирования и экипировки, так и для извлечения ножа после поражения противника. Это значит, что боец, поражая врага, в какой-то момент остается практически безоружным и становится "легкой добычей". Каждое такое мгновение особенно остро ощущается, если "бой на уничтожение" ведется против двух-трех противников одновременно. И хотя мастера ближнего боя стремятся избегать подобных ситуаций, такое случается. При невозможности избежать "боя на уничтожение", против вражеской группы используется особая тактика. Сначала молниеносными движениями, практически мгновенно, надо "подрезать", ранить, по возможности серьезно, каждого противника. Ранение на некоторое время снижает боевой потенциал воина. Именно это время используется для того, чтобы, если это необходимо, добить противника. В таком случае делается "второй круг". Однако здесь одного мастерского владения боевым ножом уже недостаточно. Умение прикрываться телом противника, определять и использовать безопасные зоны, мгновенно и непредсказуемо перемещаться - вот качества, без которых в "бою на уничтожение" воину не обойтись. В ходе "боя на прорыв" осуществляется проход сквозь боевые порядки противника. Успех прорыва практически полностью определяется скоротечностью боевых столкновений. При этом важно не тратить время на продолжительную "возню" с каждым попадающимся по ходу боя неприятелем. То, что за спиной могут остаться раненые противники, не так опасно, как в "бою на уничтожение". Их шоковое состояние от ранения даст бойцу несколько дополнительных мгновенй, за которые надо покинуть опасную зону. Следовательно, для успешного прорыва достаточно вывести противника из строя хотя бы на короткое время. Временное подавление способности к сопротивлению достигается болевым шокированием или частичным обездвиживанием противника. Как правило, нужный эффект достигается нанесением обширных резаных ран или рассечением связок. Подобная техника владения боевым ножом непременно сочетается с техникой уходов и уклонов от атак противника, с техникой "пропускания" противника и "проскальзывания" мимо него. Другими словами, поражение противника при прорыве осуществляется в движении, "по ходу", как бы "между прочим", не допускающем при этом задержек и остановок на борьбу и добивание.
Hе менее важным для создания целостного представления о ближнем бое является рассказ о его техническом арсенале и динамическом рисунке, а также знание принципов организации "поражающего" пространства в рукопашной схватке. Своеобразным ядром ближнего боя является динамический рисунок схватки. Динамика боя определяется манерой перемещений и скоростью движения бойца, принципами смены направлений, наличием торможений и ускорений, харктером силового взаимодействия, амплитудами и траекториями ударов. Именно динамический рисунок связывает воедино технику схватки и тактику боя. Поэтому, очерчивая границы возможных вариантов динамической картины боя, поговорим о таких понятиях, как "линейный" и "круговой" бой. Динамика "линейного" боя представляет собой череду разгонов и остановок. Траектория боя - ломаная, с резкими сменами направлений. Тот, кто хоть раз в жизни сдавал норматив по так называемому "челночному бегу", легко представит динамику "линейного" боя. С энергетической точки зрения такой характер ведения боя не является рациональным. Впрочем, подобные "челночные" перемещения в ходе боя могут быть достаточно непредсказуемыми и способными ввести противника в замешательсво, тем самым снижая эффективность его ответных действий. Динамика "кругового" боя отличется отсутствием резких, ломаных траекторий. Удачным образом ближнего боя, ведущегося в этой технике, может служить смерч "торнадо". Внешне хаотичное, быстрое, но плавное и непредсказуемое перемещение такого разящего вихря в бою - вот идеальный образ бойца в рукопашной схватке. Очень естественно в такую динамику укладывается ударная техника рук и ног Вращательное движение легко включает в "работу" локти, колени, кулаки и стопы, происходит как бы "выбрасывание" их на периферию боевого вихря. Однако, нужно иметь в виду, что прямолинейная ударная техника некоторых единоборств в динамику "кургового" боя не вписывается.
"Линейный" бой ведется в традиционной фехтовальной манере. Он весь как бы "сконцентрирован" на острие клинка. Фехтование - совершенно особая техника, которая создавалась специально под холодное оружие, и которая рассчитана на максимально полное использование его свойств и боевых возможностей. Каждое движение бойца "работает" почти исключительно на клинок. В нем "фокусируется" каждое решение, каждый замысел фехтовальщика в схватке. Боец превращается в своего рода "эфес шпаги", продолжением которого является клинок. Техника фехтования боевым ножом представляет собой набор действий, основанных на поступательных и возвратных движениях. Причем поражение наносится, как правило, только в ходе поступательного движения - атакующего выпада. Возвратное же движение используется, в основном, для выполнения защитных действий, которые выполняются в виде парирования выпадов противника с одновременным уходом с линии атаки (назад, вправо, влево). Следует иметь в виду, что в зависимости от характера боя схватка может начаться как с атакующего выпада, так и с защитного действия. Hачало любого столкновения с противником может определяться задачами боя в целом, а может зависеть от личных пристрастий каждого бойца (привычка работать в поединке "первым" или "вторым" номером).
Таким образом, приемы традиционного фехтования включают две фазы с четко разделенными функциями: выпад - для выполнения укола; возврат - для защиты от атаки. При этом только выпад может быть результативным, возвратное движение обычно носит лишь вспомогательынй характер. Следовательно, в "линейном" бою добрая половина всех движений бойца не является продуктивной. Этот своего рода отрицательный дисбаланс становится весьма ощутимым, когда бой ведется с несколькими противниками. Действительно, атакуя одного противника, боец "открывается" и оказывается практически беззащитным перед неизбежной атакой других. Кроме того, "челночные" движения легко прогнозируются. Вот почему мастера "линейного" боя часто маскируют свои действия финтами и обманными движениями. "Тонкое" владение боевым ножом позволяет специалисту достигать "наложения" атакующего движения на защитное, слияния их в одном защитно-атакующем выпаде. Техника "кругового" боя кардинальным образом отличается от "линейного". "Круговой" бой ведется на более короткой дистанции. Схватка практически осуществляетс в непосредственном контакте спротивником и, следовательно, отпадает необходимость в "срывах" дистанции, в молниеносных атакующих выпадах. Контакт с противником "растягивается" по времени, становится вязким, обволакивающим. Атакующие действия не разрываются на фазы входа и выхода, поражения и извлечения, а представляют собой единое непрерывное движение. Траектория клинка при этом представляет собой замкнутую кривую, своего рода пространственную восьмерку.
Подобные "циклические" траектории трудно разделить на атакующие и защитные движения. Любой участок этой замкнутой траектории может выполнять функцию и поражения, и парирования ударов противника. Более того, поражение осуществляется с одновременным "блокированием" возможных контратакующих действий, а парирование атак предполагает подавление двигательных функций противника (рассечение связок атакующей руки или ноги). Каждое движение обоюдоострого боевого ножа обладает потенциальной возможностью нанесения ущерба противнику. Боевая работа в "круговом" бою напоминает вращение шестерни, у которой в роли зубьев выступает лезвие ножа. Эдакое тяжеленное "зубчатое колесо", непрерывно цепляя, наваливется на противника, стремится затянуть, подмять его под себя. такая техника не требует значительной физической силы. "Боевое колесо" - тело атакующего - обладает более чем достаточным весом для того, чтобы лишь опираясь лезвием ножа на противника нанести ему тяжелое ранение. Следует заметить, что взяв в руки нож, боец тем самым формирует особую "поражающую структуру", организует "разящее пространство". Однако при ведеии "линейного" и "кругового" боя это пространство организуется по-разному.
Фехтовальщик создает вокруг себя своеобразный "боевой кокон". Вытянутая рука острием клинка очерчивает его внешнюю границу. Внутренняя граница "кокона" зависит от того, на каком расстоянии от себя фехтовальщик еще способен применять свое оружие. Между внешней и внутренней границами "боевого кокона" заключена "зона поражения" - пространство, в котором клинок встречает противника. Hо использование фехтовальной техники в ближнем бою приводит еще и к возникновению так называемой "мертвой зоны". Эта та часть пространства внутри "кокона", где фехтование невозможно или затруднено. Вспомните: когда боксеры сходятся в клинче, рефери останавливает поединок и разводит соперников. Hа короткой дистанции техника боксирования, которая тоже, по существу, является "фехтовальной", быстро теряет эффективность. Противник, проникая сквозь внешнюю границу боевого "кокона", попадает в зону поражения. Схватку боец-фехтовальщик ведет таким образом, чтобы удержать противника в границах этой зоны, но ни в коем случае не пустить его в "мертвую зону". Все попытки проникнуть глубже немедленно пресекаются. Противник либо выталкивается обратно в "зону поражения", либо боец сам отступает ровно настолько, чтобы противник опять оказался в поражаемом пространстве. При ведении боя с одним противником фехтовальная техника применяется практически без ограничений. Однако работа против нескольких противников сразу обнаруживает прорехи в такой организации "разящего пространства". Исполняя роль защитной оболочки, "боевой кокон" оказывается слишком велик. Боец не в состоянии каждое мгновение одинаково надежно контролировать "нарушение границ" по всей поверхности "кокона". А противники, как назло, лезут отовсюду. Укол в одну сторону, парирование в противоположную... Плотность "разящего пространства" катастрофически падает, защитная оболочка расползается на глазах. Это уже не "боевой кокон", а, скорее, решето. В своем стремлении все время находиться лицом к противнику фехтовальщик обречен на постоянную смену позиций. Он, как флюгер, крутится по воле ветра.
Боец, ведущий "круговой бой", организует "разящее пространство" принципиально иначе. Классическая фехтовальная "зона поражения" сжимается, уплотняется, становится не больше футбольного мяча. Hа ее месте остается "контролируемая зона". До любой точки этой зоны боец легко дотягивается рукой или клинком. А что же "зона поражения"? Она перестает исполнять роль защитной оболочки, она уже не окутывает бойца "коконом". Это уже даже не "зона". Теперь это сгусток разящей энергии, который создается кистевыми движениями руки, удерживающей боевой нож. У бойца появляется своего рода сферическая фреза, которую он практически всегда держит перед собой. Теперь он не отталкивает приблизившегося противника, не шарахается от него, а наоборот, затягивает, "всасывает" его. Противник захватывается в "контролируемой зоне" и подтягивается прямо под боевые грани такой ручной фрезы. Подобная работа, как бы это кроваво ни звучало, строится по принципу действий мясорубки. Шнековый винт затягивает полуфабрикаты внутрь и неумолимо увлекает под непрерывно вращающиеся ножи. покаочередной противник проворачивается через "мясорубку", боец использует его в качестве щита, а затем берется за следующего. Он уже не стремится защищать "контролируемую зну" от проникновения, а "мертвой зоны" и вовсе нет - кто успел подобраться поближе, тот и раньше под нож попадет. Таким образом, характер действий воина в ближнем бою целиком определяется принципами принятой структурной и динамической организации пространства боя. Бойцы, предпочитающие традиционную фехтовальную технику, неизменно оказываются в стихии "челночного" боя. Те же, кто испольует "циклическую" технику рукопашной схватки, раскручивают вокруг себя вихри "кругового" боя. В заключении следует отметить, что и "линейная", и "круговая" техника могут одинакого успешно использоваться как в ходе "боя на прорыв", так и в ходе "боя на уничтожение". Каждый боец должен определиться и сделать свой собственный выбор - чему учиться, чем овладевать. Главное - знать, что универсальных рецептов не бывает. С другой стороны, свобода выбора предполагает и личную ответственность. Ответственность не только за выполнение боевой задачи, но и за собственную жизнь, и за жизнь своих товарищей.
Метание ножа.
Что такое метательный нож? Во-первых, это отлично сбалансированное лезвие и рукоять, причем лезвие может быть даже несколько тяжелее, что используется при метании ножа острием вперед на коротких дистанциях. Во-вторых, метательный нож часто имеет отверстие в рукояти или кольцо для крепления веревки. В этом случае при промахе нож можно подтянуть назад, а при попадании в цель веревка позволяет использовать нож как гарпун и либо удерживать добычу, либо взбираться на препятствие. В-третьих, метательный нож часто не имеет гарды, т.к. она нарушает баланс (равновесие между лезвием и рукоятью). В-четвертых, метательный нож обычно используют в паре. Пара может быть как смешанной, так и однородной, то есть такой, в которой оба ножа предназначены только для метания или для работы руками. В смешанной паре есть и метательный и обычный ножи.
Метание ножа - это искусство, которым разведчик-диверсант должен владеть в совершенстве. При решении боевых задач метанием ножа можно поразить противника на расстоянии до 10 метров и более. Однако такое метание требует настойчивых тренировок. Метать нож в противника считается целесообразным в том случае, если противник нападает, сближается, убегает, а также не видит или не ожидает нападения. Если противник ожидает бросок ножа, то дистанция броска не должна превышать 3-4 метров, чтобы противник не смог уклониться. Проникающая сила ножа при его метании почти в два раза больше, чем при ударе. Экспериментами доказано, что при ударах ножом по щиту из досок испытуемые пробивают дерево на 16-17 мм, а метанием того же оружия - на 27-28 мм. Если противник приближается, то для защиты метанием нож берут ближе к концу лезвия. И наоборот, чтобы поразить с большей дистанции хват должен быть ближе к рукоятке. Основная дистанция боевого применения холодного оружия для уверенного поражения противника - 5-6 метров (шагов) и ближе. Противник в этом случае получает удар, не успев увернуться, отклониться, присесть, упасть, закрыться. В мишень можно попасть и с 10 м, но требуется точный расчет дистанции и многократное вращение оружия в полете, противник за это время может уйти от поражения.
Метание ножа сверху. Нож держат за клинок правой рукой, рукояткой вперед. Большой палец сверху вдоль клинка. Исходное положение: левосторонняя стойка. Для замаха отвести правую руку вверх-назад, не сгибая запястья. С толчком правой ноги и поворотом корпуса влево движением руки послать нож в цель рукояткой вперед и выпустить его в момент полного выпрямления руки, когда она направлена точно в цель. Основные требования: обязательна фиксация кисти в лучезапястном суставе. Ось оружия должна являться продолжением оси предплечья. Это необходимо для избежания дополнительного разгибательного движения кисти в момент выпуска оружия, которое приводит к беспорядочному вращению ножа в полете. Еще при метании следует избегать чрезмерного напряжения пальцев и закрепощения руки в локтевом и плечевом суставах. При выпуске оружия следует как бы целиться в мишень ногтем большого пальца и не допускать хлеста кисти, а также не "проваливать" вниз руку ниже уровня цели после выпуска ножа. При выпуске нож должен скользить по большому пальцу в направлении цели. Последовательность разучивания метания ножа: - изучить способы держания ножа и исходное положение перед метанием; - изучить замах и технику метания ножа без выпуска его из рук; - метание ножа с места в цель (увеличивая дистанцию); - метание ножа в движении.
Метание ножа снизу. Для этого принимается левосторонняя боевая стойка. Полусогнутая левая рука располагается перед грудью. Большое значение имеет правильный хват ножа. Для дальнего броска (7-10 м) его берут за рукоять лезвием в сторону плеча. При метании на 5-7 м хват осуществляется за клинок. В опущенной правой руке нож направлен рукоятью вниз; лезвие прижимается сзади четырьмя пальцами к ладони (режущей частью от ладони), а большой палец фиксирует его спереди (в сторону броска). Важно, чтобы нож составлял одну ось с предплечьем, потому кисть отводится несколько назад книзу.
Для метания надо отвести правую руку назад-вверх, несколько развернув корпус вправо-назад. Затем, не сгибая в локте руку с ножом, плавно качнуть корпус вперед и осуществить снизу вверх-вперед мах рукой, не захлестывая кистью. В момент, когда предплечье с ножом образуют прямую линию до цели, выпустить клинок. При этом нож делает пол-оборота. Его выпускают таким образом, чтобы в момент вылета лезвие скользило сверху по пальцам руки. Вначале метают плавно, добиваясь точности попадания и втыкания клинка. По мере освоения приема бросок осуществляют более резко. Наиболее распространенные ошибки: хлест кистью вверх и несвоевременное выпускание ножа.
Метание ножа из-за укрытия. Для снятия часового, а также при выполнении других специальных заданий применяется поражение противника из-за укрытия. Главное здесь - скрытность и внезапность. Как правило, при этом используют два основных способа метания: сверху и сбоку. Надежнее - сверху. В этом случае метающий на несколько секунд появляется из-за укрытия и достаточно точно определяет расстояние до цели и силу броска. Очень важно, чтобы в момент выполнения приема правая рука уже была в боевом положении (перед грудью); либо появление из-за укрытия и бросок должны совпадать. Все зависит от ситуации.
Метание ножа из положения лежа. Есть несколько способов. Самые распространенные: из-за головы и лежа на боку. Для метания из-за головы хват ножа осуществляется, как при метании сверху. Взяв нож таким образом, необходимо несколько приподнять туловище над землей, слегка облокотившись на левую руку. Затем, сделав замах правой рукой с ножом вверх-назад, одновременно опуская туловище и выпрямляя правую руку, поразить цель. Нож выпускается, когда он, рука и направление на цель составляют прямую линию. Расстояние до цели и количество оборотов ножа выбираются индивидуально. Эффективнее всего пользоваться специальным ножом, который летит до цели без оборотов. От обычных он отличается утяжеленным к острию лезвием и рукоятью в виде оперенья. При современном изготовлении подобных метательных средств используется ртуть. Такой нож всегда летит лезвием вперед. Хват ножа для метания на боку такой же, как при метании сбоку. Этот бросок более неожиданный, чем предыдущий. Для броска надо лечь на левый бок, положить левую руку ладонью на землю перед грудью. Тело должно лежать таким образом, чтобы левая нога была прямой, а правая, согнутая в колене, упиралась в землю. Правая рука с ножом вытягивается вдоль туловища, а плечо на 25-20 см приподнимается над землей. Для поражения цели на расстоянии 5-7 м и более необходимо резко, сбоку по дуге, послать руку в сторону цели, выпуская оружие, когда прямая рука и нож составят прямую линию до противника. При вылете из руки нож должен скользить по пальцам. Ни в коем случае не допускайте хлеста кистью. Это противопоказано при любых способах метания ножа.
Метание ножа в кувырке. При поражении цели в кувырке, как правило, применяется метание ножа сверху. Для выполнения этого приема сначала хорошо отработайте сам кувырок. Затем научитесь без прыжка в кувырке метать нож. Делается это следующим образом. Первый этап. Присядьте, чтобы левая рука пальцами касалась пола, а правая с ножом была перед грудью согнута в локте. Отведите туловище несколько назад, оторвав левую руку от пола, замахнитесь, затем качнитесь вперед и метните нож. После его выпуска правая рука продолжает двигаться вниз по дуге и становится опорой для кувырка. После кувырка через голову примите исходное положение. Постепенно условия отработки приема усложняются. На втором этапе необходимо совершить кувырок вперед с метанием из положения стоя. Затем между целью и исходным рубежом поставить небольшое препятствие. Например, табуретку или стул. Причем расстояние от препятствия до цели должно гарантировать попадание в цель. Совершается короткий разбег в 4-5 шагов. Во время прыжка, а именно в момент максимального отрыва туловища от земли, нож метается в цель. Затем, сгруппировавшись, вы кувыркаетесь через голову. Сложность здесь в том, что ученик при разбеге сосредоточивается не на метании, а на кувырке. Поэтому нередко метатель либо не успевает бросить нож, либо делает это слишком поздно. В любом случае цель остается непораженной. По мере отработки прыжок должен быть все короче. Затем он варьируется от преимущественно высокого до прыжка в длину.

 
   
Hosted by uCoz