ЯПОНСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ДОСПЕХИ |
||
|
Александр
Куршаков 2. Отвороты шлема фукигаэси, покрыты кожей эгава и украшены умбонами в виде хризантемы 3. Пластина сэндан-но ита из трех горизонтальных рядов пластин санэ 4. Цельнометаллическая пластина кюби-но ита 5. Кожаный нагрудник цурубасири 6. Набедренники кусадзури из 5 рядов пластин санэ 7. Поддоспешник ёрои-хитатарэ, состоит из широких штанов и куртки одного цвета 8. Защитный наруч котэ (носился только левый) 9. Поножи сунэатэ; стиль оформления пластин как на котэ 10. Кожаные перчатки югакэ с характерным мелким рисунком 11. Обувь цурануки из медвежьей шкуры 12. Меч хёгогусари-но тати - "подвешенный на цепочках" 13. Лук юми с рукоятью, находящейся на уровне бедер 14. Шлем кабуто 15. Назатыльник шлема сикоро 16. Большие наплечники о-содэ 17. Ваидатэ-но кусадзури - набедренник, соединенный с пластиной цубо-ита 18. "Гетры" кайхан (другое название - хабаки) 19. Носки таби 20. Малый меч косигатана 21. Веер оги 22. Колчан эбира 23. Стрелы (я) 24. Верх головного убора эбоси, выпущен через отверстие тэкэнКабуто – японские шлемы Шлем, надеваемый с о-ёрой, назывался кабуто. Он состоял из нескольких частей. Полусферический колпак шлема, хати, делали обычно из 8 меридионально расположенных железных пластин. Каждую пластину крепили к соседней 5 заклепками так, что передняя несколько находила на заднюю. Характерные для эпохи Хэйан очень крупные заклепки называются о-боси – "большие звезды". Однако уже в описываемый период они, следуя моде своего времени, несли скорее декоративную, чем практическую, функцию и только имитировали большие заклепки более ранних шлемов. Внутри же заклепки были полыми и даже имели альтернативное название карабоси – "пустые звезды". Вообще же слово хоси, которое действительно переводится как "звезда", вносит существенную путаницу в исторические исследования. Многие переводчики, не имея достаточного представления о японских доспехах, полагают, следуя буквальному значению слова, что заклепки кабуто делались в виде звезд, однако в отличие от европейской культурной традиции, где звезда – это фигура с количеством лучей от 3 до 15, в Японии звезда – небольшой круг, отличающийся от, например, изображения Солнца только меньшими размерами. Чтобы шлем выглядел симметричным, еще один ряд заклепок помещали на передней пластине хати, где они крепили железную полосу синодарэ, оканчивавшуюся внизу фигурно вырезанным наконечником, очень напоминающим европейскую геральдическую лилию. На простых шлемах единственная синодарэ выполнена из железа, на шлемах знати этих полос обычно три и они сделаны из позолоченной меди. Синодарэ хорошо сочетаются с блестящим, вырезанным в виде хризантемы или листов лотоса, медным кольцом тэкэн канамоно, которое окружает довольно широкое отверстие тэкэн на вершине шлема. Первоначальный смысл этого отверстия не вполне понятен. Возможно, оно имело ритуальное значение – другое название тэкэн, Хатиман-дза, указывает, что древние японцы полагали, будто через него в воина проникает дух бога войны Хатимана. Более прозаическое объяснение заключается в том, что тогдашние кузнецы не могли другим способом скреплять верхние края пластин, из которых ковался шлем, и скрывали их под кольцом. В описываемый период через отверстие выпускали верх длинной шапки эбоси. У воинов она была из плотного черного накрахмаленного шелка. Сминаясь особым образом, вместе с пучком волос на темени шапка играла роль подшлемника, которого в X-XII вв. еще не было. Подшлемник появился только на рубеже XII-XIII веков. Это был матерчатый мешок, прикрепленный к нижнему краю шлема и сверху стянутый пропущенным по краю шнурком. Кстати, подобный принцип до сих пор используется в современных военных касках. По нижнему краю колпака хати шла узкая железная полоса косимаки. К ней приклепывали два, а чаще даже четыре кольца, через которые пропускали подбородочные ремни из толстого крученого шелка. К этой же полосе 3-5 позолоченными заклепками крепили назатыльник сикоро, обычно собранный из пяти горизонтальных рядов пластинок санэ. Верхние четыре ряда были переплетены такими же цветными шнурами одосигэ, как и на доспехе. Передние концы этих рядов загибались вбок и назад и назывались фукигаэси. Это одна из самых заметных и необычных частей японских доспехов, имеющая и большое практическое значение. Выступая вперед, фукигаэси хорошо закрывали лицо воина. Выстрелив из лука в сторону противника (влево), самураю достаточно было только повернуть голову прямо, чтобы лицо, самая открытая и уязвимая часть тела, оказалось прикрытым широкими отворотами. При попадании стрелы фукигаэси пружинили и ослабляли ее ударную силу. Кроме того, они хорошо закрывали лицо от удара меча, направленного сзади. Вывернутые наружу, отвороты назатыльника выглядели так же, как и нижняя пластина сикоро – черными лакированными полосами с красными перекрестиями шнуров в стиле хисинуи, поэтому снаружи фукигаэси покрывали широкими прямоугольниками раскрашенной кожи с таким же рисунком, как и на остальных частях доспеха. Крепились они небольшими, часто расположенными позолоченными заклепками – фукурин. Кожей покрывали и небольшой козырек мабидзаси. Он был широким, с красиво вырезанным верхним краем и располагался почти вертикально, чтобы не препятствовать спуску тетивы. На каждом отвороте фукигаэси, в верхнем наружном углу, а иногда и посередине козырька помещали по круглой декоративной пластинке из позолоченной меди. Он называлась фукигаэси-но суэмон и в то время почти всегда имела вид более или менее пышной хризантемы, герба императоров Японии. Еще один декоративный элемент располагался на задней поверхности чаши шлема хати. Это было медное кольцо, к которому подвешивали такой же шелковый бант агэмаки, как и на спине, только в несколько раз меньший. В эпоху Хэйан никакого практического значения это кольцо не имело, однако его название, касадзируси-но кан, говорит о каком-то отличительном знаке, крепившемся к нему в предыдущие эпохи. Вообще термин касадзируси буквально означает "значок на головном уборе". До введения заспинного знамени сасимоно, отличительного знака воинов в XVI в., обычными отличительными знаками были полоски материи разного цвета, размерами приблизительно 9-12 см на 30 см, на которые могли наносится различные надписи или родовые гербы. Они привязывались на наплечники или шлемы. Пик их использования приходится на XIV-XV вв. Нам представляется, что и в период централизованного государства, в VII-X вв., к этому кольцу крепили подобные ленты, но к войне Гэмпэй они вышли из широкого употребления. Нельзя также исключить, что к кольцу могли привязывать хоро. Хоро – это накидка из плотной материи ярких цветов, аналог европейского средневекового плаща, главным назначением которой было защищать от вражеских стрел, а второстепенным – вместе с цветом доспеха служить личным опознавательным знаком. В основном ее использовали в XII-XIII вв. При быстрой скачке она раздувалась, как парус, для чего нижний конец хоро сзади заправляли за пояс. Как крепили верхний конец, окончательно не ясно. На большинстве современных гравюр накидка выступает из-под назатыльника шлема, однако встречаются необычные изображения и литературные описания, свидетельствующие о том, что хоро можно было носить и на груди, и, в особенности, перекидывать на грудь через шлем. Возможно, в таких случаях ее и привязывали к кольцу на кабуто. Интересно, что в эпоху Эдо некоторые самураи снова стали надевать накидку хоро, причем натягивали ее поверх каркаса из китового уса, так что даже в покое она выглядела раздувшейся от ветра, имитируя облик всадника с батальных рисунков периодов Хэйан и Камакура. Цвета и узоры шнуровки доспехов Хоро все-таки не использовалась повсеместно, и самым заметным отличием воина оставалась раскраска его доспеха. По этому поводу существует множество домыслов, связанных скорее с недостаточным знакомством с опубликованными (правда, на иностранных языках) работами, чем с малым количеством информации. Самое распространенное заблуждение, касающееся шнуровки – то, что каждый самурайский род имел собственный узор и сочетание цветов. Нет никаких сведений, подтверждающей эту точку зрения, хотя определенную идентификационную информацию, несомненно, шнуровка несла. Дело в том, что самурайские вожди предпочитали определенные цветовые сочетания, что прекрасно иллюстрирует эпизод из "Неофициальной истории Японии" ("Нихон гайси") Рай Санъё (1780-1832), относящийся к 1184 г.: "Одетый в красную парчовую накидку назвал себя Ёсицунэ; тот, что был в красных доспехах, опоясанный большим мечом, назывался Хатакэяма Сигэтада; <...> тот, что был в черных доспехах, назывался Кадзивара Кагэсуэ, а желтых – Сасаки Такацуна". Определенный цвет и рисунок шнуровки пышных, по сравнению с обычными воинами, доспехов, позволял предполагать, с кем ты встретился в бою. Примером служат слова самурая Морицуги из Эттю, сказанные им, согласно "Хэйкэ моногатари", в знаменитой битве при Данноура в 1185 г.: "Прежде всего надо схватится с Куро Ёсицунэ (Минамото Ёсицунэ – А.К.), их полководцем! Куро лицом бел, ростом мал, зубы торчат вперед – по этим признакам можно его узнать. Вот только кафтан и панцирь он то и дело меняет, так что отыскать его будет, пожалуй, не так просто!". Забота самурая была не лишней – как правило, в X-XV вв. в Японии сражение разделялось на множество поединков, и отрубивший голову знатному противнику пользовался особым уважением. Существовал даже специальный термин, сюкю-но агэру, заимствованный из древнего Китая и означавший "взял голову и получил повышение". Окраску доспеха определял цвет шнура одосигэ, что дословно означает "устрашающий волос". Эти плоские, шириной приблизительно в палец, шнуры могли быть кожаными (кава-одоси) или шелковыми (ито-одоси). Несомненно, самым популярным плетением во все эпохи было одноцветное – сугакэ-одоси. Охотнее всего использовались оранжевый (хи), красный (ака), малиновый (куренай), сиреневый (мурасаки), зеленый (моэги) и синий (кон) цвета. Сохранившиеся батальные картины чаще всего показывают доспехи с красным плетением, поскольку, согласно древнекитайским философским канонам, красный цвет считался предпочтительным для воина. Широкое употребление этого цвета, вероятно, является преувеличением, так как красные шнуры, особенно шелковые, были весьма чувствительны к ультрафиолетовым лучам и быстро выцветали на солнце, а затем и теряли прочность. Доспехи с таким плетением очень плохо сохранились до настоящего времени. По-видимому, самой популярной окраской в последние годы Хэйан и в период Камакура была черная, по крайней мере для воинов низкого ранга. Литературные источники изобилуют описаниями самураев в доспехах с черным кожаным плетением. Если у низкорожденных самураев доспехи были преимущественно одноцветными, знатные воины часто отличались многоцветным, узорчатым плетением, более трудоемким и, естественно, более дорогим. Одна из древнейших раскрасок – кодзакура-одоси, когда на белых, желтых или палевых кожаных шнурах выштамповывался мелкий рисунок в виде цветочков японской вишни сакура, обычно темно-синих, коричневых или зеленых. Другой старинный рисунок плетения – омодака-одоси. При нем на содэ и кусадзури выплеталось несколько цветных шевронов, обращенных углом вниз. Обратный рисунок, когда угол шеврона был обращен вверх, назывался "перевернутым" – сага-омодака одоси. Назывались такие доспехи по цвету фона, например, хи-омодака одоси означает, что рисунок располагался на оранжевом фоне. Закономерностей в распределении цвета шевронов не обнаружено, однако внешний обычно контрастирует с цветом основы – бывает светлым на темном фоне или наоборот. Описанные варианты появились, видимо, на рубеже X-XI вв. и пользовались большой популярностью во время войны Минамото и Тайра. Особое название (цумадори-одоси) имел рисунок, при котором выплеталась только половина описанного шеврона, и, таким образом, угол содэ или кусадзури был другого цвета. Цумадори-одоси вошел в моду в период Камакура и часто употреблялся в начале периода Муромати. Узор на доспехах мог быть и достаточно простым, например, на фоне одноцветного плетения один или два верхних ряда содэ и татэагэ были белыми. Такая окраска называлась катасиро одоси (ката – плечо, сиро – белый). Вместо белого часто использовались красный и малиновый цвета, тогда название менялось соответственно на ката-ака и катакуренай. Обратный вариант, когда полосы другого цвета располагались снизу, назывался коситори-одоси (коси означает "бедра"). Обе окраски были достаточно популярны во все исторические периоды. Если доспех был полосатым, плетение называлось дан-одоси, при этом в названии указывались оба цвета (например, консиро дан-одоси значит: сине-белое плетение в полоску). Если же каждая следующая полоса была другого цвета, доспех назывался "разноцветным" – ироиро одоси. Когда цвет полосы при раскраске ироиро одоси посередине менялся на другой, рисунок назывался катамигавари одоси (дословно "замена у половины тела"). Эти раскраски были популярны в конце эпохи Муромати, в период Сэнгоку-дзидай (XVI в.). Более сложным и элегантным было плетение сусого-одоси, когда цвет каждого ряда приобретал более темный оттенок начиная от верхней белой полосы к нижней. Как правило, основными цветами были малиновый, сиреневый, синий или зеленый. Очень часто между белым и основным цветом помещалась желтая полоса. Если светлые оттенки располагались снизу, а темные сверху, окраска называлась ниои-одоси. Оба вида плетения вошли в моду в период Гэмпэй. Более редкие виды шнуровки доспехов были сикимэ-одоси (шахматный узор, чаще сочетание темного тона с белым цветом), монгара-одоси (когда в основании лежал рисунок креста или японской свастики, мандзю, обращенной влево) и татэвакэ-одоси (несколько вертикальных извилистых линий на плетеных частях доспеха). Дополнительные части доспеха Описанный основной доспех дополняли мелкие детали – котэ и сунэатэ. Котэ назывались наручи из толстой тканевой основы, кроившейся в форме рукава и закрывавшей руку воина от основания пальцев до плечевого сустава. На ткань нашивались четыре черненые металлические пластины – округлой формы в области запястья и локтя и продолговатой над плечом и предплечьем. Пластины (за исключением локтевой) соединялись между собой кольчугой, и были богато украшены золотыми насечками. Натянув котэ до плеча, его завязывали шелковыми шнурками под противоположной подмышкой. С внутренней стороны наручь плотно шнуровали, максимально обтягивая руку. С доспехом о-ёрой всегда носился только один, левый, котэ, а правую руку оставляли свободной, чтобы легче было стрелять из лука. Поножи сунэатэ в то время состояли из одной изогнутой металлической пластины или нескольких вертикальных, подвижно соединенных между собой с помощью железных петель, напоминающих современные дверные. Они закрывали только переднюю поверхность голени, оставляя ногу открытой сзади. Узор на пластинах, обычно золотом по вороненому металлу, совпадал с таковым на котэ. Стандартным рисунком были 1-2 горизонтальные полосы разной ширины и декоративная накладка позолоченной меди в виде хризантемы или рисунка "девять звезд". Сунэатэ были короткими и доходили только до нижнего края колена. На ноге они удерживались двумя широкими лентами, завязанными сверху и снизу. Под доспех надевали костюм ёрой хитатарэ, или просто хитатарэ. Это было платье из двух частей – куртки с длинными, до середины бедра, полами и широкими (хотя уже, чем у "охотничьей одежды") рукавами, и шаровар, доходящих до лодыжек. Куртку, не имевшую застежек, запахивали слева направо, заправляли в шаровары и подвязывали широким поясом оби. По краю штанов и рукавов пропускали тонкие шнурки кукури, которыми подвязывали одежду соответственно под коленом и на запястьях. Чтобы свободные концы рукавных шнурков не мешали в бою, из них делали петлю и цепляли ее за средние пальцы рук. Ноги ниже колен закрывали "гетрами" кайхан. Их кроили в виде прямоугольных кусков ткани, которые сшивали по задней поверхности, оставляя сверху и снизу пару довольно широких лент из той же материи. Эти ленты потом завязывали под коленом и над лодыжками, чтобы "гетры" не сползали. В качестве обуви служили "ботинки" из медвежьей шкуры мехом наружу – цурануки. Непонятно, употребляли ли уже тогда носки таби с отдельным большим пальцем (для более удобного ношения сандалий), поскольку современные иконографические источники показывают только два вида обуви – или в меховых ботинках, или босиком. Правда, в качестве доказательства часто используют упоминание из Хэйкэ моногатари, что знаменитый патриарх рода Тайра, Киёмори, в молодости носил гэта (деревянные сандалии на двух высоких дощечках), однако, сказанная в оригинале в ироничном тоне, эта фраза говорит лишь о том, что Киёмори был настолько беден, что даже не имел лошади. По бокам хитатарэ имело широкие разрезы для более свободных движений, через которые была видна нижняя одежда – кимоно из куртки и подштанников. У воинов высшего ранга кимоно было из шелка, у менее знатных – хлопчатобумажное. Обязательно одноцветное, обычно белое "исподнее" контрастировало с ярким, узорчатым хитатарэ, которое шили из парчи, украшенной разнообразными узорами – чаще всего кропотливым и очень богатым рисунком каракуса – "китайская трава". Другими рисунками в эпоху Хэйан могли быть изображения птиц (журавлей, аистов, диких уток, зябликов, куликов), насекомых (стрекоз, бабочек), цветов (глицинии, павлонии, хризантемы, сакуры) и, более редко, абстрактных объектов, например, мицудомоэ. Предпочтение отдавалось ярким цветам – красному, оранжевому, желтому. Хитатарэ обычно контрастировало с цветом шнуров доспеха и почти всегда – с цветом левого нарукавника котэ, в целом создавая весьма яркий и красочный образ. О-ёрой всегда был привилегией военной знати, и пик его использования приходится на XI-XIII вв. Уже в XIV в. с потерей конными лучниками ведущей роли на поле боя он утратил свое военное значение. Однако его продолжали носить многие военачальники, подчеркивая свое исключительное положение, и производили о-ёрой фактически до самого падения сёгуната Токугава в 1867 г. Производство этих доспехов было трудоемким и медленным делом, стоили они дорого и даже использовались как средство оплаты – в 1190 г. первый сёгун из рода Минамото, Ёритомо (1147-1199), оштрафовал правителя северной провинции Дэва "за плохое управление", заставив предоставить 200 комплектов доспехов. Нередко о-ёрой веками передавались в знатном роду, являясь наследием клана. Хорошо, например, известны названия наследственных доспехов Минамото, правда, восстановить по ним их внешний вид довольно трудно. Кроме уже упоминавшихся "Круглых коленей", это были "Семь и Восемь драконов" – по числу нагрудных и наспинных плетеных рядов, "Число лун" – из-за двенадцати горизонтальных рядов на двух наплечниках содэ и, видимо, на до, "Число дней" – 364 звезды, изображенных на доспехах, вероятно, в стиле кодзакура-одоси, "Шнуры-водоросли" – с плетением в стиле омодака-одоси. В роду же Тайра исстари старшему сыну передавались меч "Когарасу-мару" и "фамильный китайский панцирь из тисненой золотыми бабочками тигровой кожи", как он описывается в "Хэйкэ моногатари". |
|