Анатомия пушки

 

главная
ренесанс
назад

 

 

Орудие наводилось на цель при помощи простейших прицельных приспособлений - клина или винта, поднимающих или опускающих казенную часть орудия. Горизонтальная наводка осуществлялась путем поворота орудия при помощи рычагов. Дистанция стрельбы не превышала к середине XIX века 400-1000 м.
Рис.1 Конструкция корабельной пушки
1 - винград; 2 - запальное отверстие; 3 - запальная полка; 4 - пояс у казны; 5 - цапфы; 6 - дульный венок; легвант; 7 - дульный обод; 8 - дуло; 9 - обод ствольного пояса; 11 - обточка первого "усиления"; 12 - ось колес; 13 - колеса; 14 - железные нагели или шплинты; 15 - лафетная рама; 16 - боковые стенки-щеки; 17 - подушка лафета; 18 - накидка для цапфы; 19 - болты квадратного сечения; 20 - обухи для крепления пушечных талей; 21 - сквозное отверстие в лафете для прохода брюка; 22 - рымы для проводки брюка; 23 - подушка подъемного клина; 24 - подъемный клин

Готовое к стрельбе орудие фиксировалось клиньями. Порох поджигался фитилем через запальное отверстие. При стрельбе бомбой предварительно поджигался фитиль бомбы. После выстрела ствол орудия чистился банником - щеткой из бараньей шкуры. Весь процесс подготовки орудия к выстрелу вместе с наводкой на цель занимал 8-15 минут. Прислуга орудия зависела от его калибра и могла достигать 3-4 чел. у маленьких пушек или 15-18 чел. у больших орудий. Низкая скорострельность и точность стрельбы (судно постоянно раскачивалось на волнах) вынуждали устанавливать на судне как можно больше орудий и вести огонь залпами по одной цели. Вообще потопить деревянный корабль или фрегат такими средствами было очень сложно. Поэтому тактика артиллерийского боя сводилась к уничтожению мачт и парусов на вражеском судне. Затем, если враг не сдавался, его судно поджигалось брандскугелями и бомбами. Чтобы экипаж не мог потушить пожар, по верхней палубе вели огонь картечью. Рано или поздно огонь добирался до запасов пороха. Если же необходимо было захватить корабль противника, то на него высаживалась абордажная партия, которая в рукопашном бою уничтожала экипаж вражеского корабля.
В пушке различали следующие детали: внутреннюю часть трубы орудия - канал; переднюю часть - дуло; "усиления" - цилиндры, надетые на трубу; цилиндрические приливы, на которых орудие вращалось в вертикальной плоскости - цапфы; часть трубы от цапф до дула - ствол; заднюю часть орудия - казну или казенную часть; прилив к казне - винград; отверстие в трубе рядом с казной, в которое засыпали порох для воспламенения заряда, - запальное отверстие и т.д. Эти и прочие детали орудия показаны на рис.1, на котором можно видеть и соотношения отдельных деталей.
Рис. 2. Пушечные и откатные тали, брюк.
1 - брюк (французский вариант); 2 - брюк (английский вариант); 3 - пушечные тали; 4 - откатные тали.

Лафеты, или "тележки", изготовляли из дуба. Они состояли из двух боковых стенок - щек, которые к задней части орудия понижались ступенчато по высоте. Между щеками крепили горизонтальную доску - раму, а к ней - оси колес. Колеса тоже выполняли из дуба и оковывали железом. В соответствии с поперечной погибью палубы диаметр передних колес был несколько больше, чем задних, поэтому на лафете орудие лежало горизонтально. В передней части рамы между щеками находился вертикальный брус - "подушка лафета". Ее верхняя часть имела полукруглый вырез для облегчения подъема ствола. В щеках были вырезаны два полукруглых гнезда для установки цапф орудия. Сверху цапфы удерживали железные накидки полукруглой формы. Отдельные детали лафета скрепляли между собой железными болтами со шплинтами. Дополнительно на лафетах установили рымы для крепления талей.
Старинные орудия на судах во время боя передвигали для зарядки и наводки, а в остальное время из-за качки их приходилось основательно крепить с помощью специального инвентаря.
Брюк — это мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате. На английских судах брюк проходил не через лафет, а через рымы на боковых стенках лафета.
Пушечные тали — состояли из двух блоков с гаками, которые крепили в рымах на щеках лафета и по бокам пушечных портов. С их помощью орудие подкатывали к порту и откатывали от него. Для этого двое талей заводили с двух сторон орудия (рис. 2).
Откатные тали — это один или двое талей, основанных так же, как и пушечные, и служивших для втягивания орудия внутрь судна. Обычно орудия закрепляли на судне при помощи тросов, во время боя их выдвигали из пушечных портов. Иногда это делали во время стоянки на якоре, для того, чтобы придать судну парадный вид.
Для закрепления орудия его втягивали внутрь судна и опускали казенную часть так, чтобы дуло касалось верхнего косяка порта. Брюк заводили под переднюю ось лафета, а ствол крепили тросом, который охватывал его и был закреплен на рыме в середине верхнего косяка.
Пушки на станках ставятся на деках в портах , прикрепляются к бортам талями и брюками (толстые смоленые веревки; делаются из вант-тросов, толщиною от 8 до 5 ? дюймов, смотря по калибру пушки, а длиною в 2 ? длины пушки; тали же из обыкновенных тросов толщиною 1/3 брюк. Брюки прикрепляются к рымам, утвержденным в бортах, и, проходя сквозь рымы в пушечном станке, удерживают собою при отдаче пушку и помогают в укреплении ея к борту), ломы и ганшпуги лежат под станками, банники, прибойники, пыжевники над пушками. Часть ядер и картечь кладется в сделанных с боков у пушек, так называемых кранцах (Кранцами называются сделанные из веревок кольца, оные служат для того, чтобы положенные в них ядра никуда не раскатывались), или среди палубы в прибитых планках, или кругом люков; часть ядер помещается в ящиках, сделанных в трюме вокруг льяла что около грот-мачты, где они дополняют тот вес, которым средина корабля паче других его частей должна быть обременена. Калибр пушек от нижнего дека кверху постепенно уменьшается и вообще соразмерно величине и крепости судна. На 74-пушечном корабле обыкновенно в нижнем деке ставят 36-фунтовыя, в верхнем 18, а на шканцах и баке 8-фунтовыя пушки. Вес всех сих пушек без станков и снарядов составляет почти 1/2 часть всего полного груза корабля. В мирное время отпускается на корабль на каждую пушку по 65 ядер по 10 друвгагелей (Drufhagel) с картечами и пороху на 56 боевых выстрелов, прибавляя несколько для мушкетной стрельбы; но во время войны сие количество увеличивается в полтора или в два раза. Артиллерийские припасы, как то: фитили, армяк, запасные колеса, оси, ломы, ганшпуги, банники, прибойники и прочее - помещаются в одной из кают около выхода носовой крют-камеры и в галерее, окружающей оную, и около хода к фонарю.
Корабельная артиллерия развивалась одновременно с сухопутной. Пушки были гладкоствольными, отливались они из чугуна и меди. Стреляли пушки с помощью черного дымного пороха сплошными чугунными ядрами. Заряжали орудия с дула, выстрел производили поджигая порох в затравочном отверстии. Стрельба велась только прямой наводкой. Калибр орудий в петровские времена был от двух до 30 фунтов
Рис. 7. Типичное артиллерийское орудие петровских времен:
1 - лафет; 2 - цапфы ствола орудия; 3 - рым для откатных талей; 4 - стяжные болты

Ствол единорога был длиннее ствола пехотной гаубицы, но короче ствола морской пушки. Из него можно было вести навесной и настильный огонь, используя при этом все виды снарядов: ядра, разрывные гранаты (бомбы), зажигательные снаряды и картечь Картечное действие единорога было во много раз сильнее картечного действия мортиры, а дальность стрельбы ядром и бомбой в два раза дальше, чем у мортиры такого же веса. Осадная артиллерия имела в своем распоряжении 24- и 18-фунтовые пушки, а также 1 -пудовые единороги. Единороги настолько хорошо зарекомендовали себя, что вскоре были приняты на вооружение в армиях многих западных государств. Продержались они вплоть до внедрения нарезной артиллерии (середина XIX в.).
С 1787 г. на флоте были введены пушки нового образца : 24- и 31-фунтовые карронады (рис. 9), а в начале XIX в. - 68- и 96-фунтовые. Это были небольшой длины крупнокалиберные пушки, стрельба из которых на близких дистанциях производила большие пробоины и разрушения корпуса вражеского корабля. Предназначались они для стрельбы на ближних дистанциях, и устанавливались преимущественно на верхней палубе - шканцах и баке. Лафет у карронад был несколько иного устройства - носовая часть лафета крепилась болтом к подушке, а кормовая имела леса, расположенные поперек лафета, что позволяло производить горизонтальную наводку. Для вертикальной наводки на лафете был приспособлен вертикальный винт, при помощи которого поднималась и опускалась задняя часть ствола. В те же годы чугун материал для отливки орудий стал заменяться бронзой.
Последним достижением русской гладкоствольной артиллерии были 68-фунтовые (214-мм) бомбические орудия, сыгравшие важную роль в Синопском сражении 1853 г. Испытания новой пушки производились в Николаеве в 1839 г., а с 1841 г., по настоянию Корнилова, ими начали вооружать корабли Черноморского флота. Первым кораблем, вооруженным 68-фунтовыми бомбическими орудиями, был 120-пушечный трехдечный линейный корабль "Двенадцать апостолов", спущенный на воду в 1841 г., а затем и однотипные с ним линейные корабли "Париж", "Великий князь Константин" и "Императрица Мария".
Бомбические орудия (рис. 10) отличались от так называемых длинных пушек тем, что их снаряды, имея одинаковую массу и такую же дальность полета снаряда, производили более значительные разрушения за счет того, что они были полыми и начинялись разрывным зарядом. Огневая мощь линейного корабля, вооружённого такими орудиями, возрастала втрое. Метко направленные бомбические снаряды производили страшные разрушения на вражеских судах, они пронизывали борта, сбивали мачты и опрокидывали вражеские орудия. Пробив борт корабля, они разрывав внутри его, сокрушая все вокруг и вызывая пожары. Через 15-20 мин после начала русской канонады в Синопском сражении большинство турецких кораблей уже пылали
Обыкновенные турецкие пушки того времени стреляли сплошными ядрами, не причинявшими противнику особого вреда. Так, например, в 1827 г. в победоносном морском сражении при Наварине русский флагманский корабль "Азов" получил 153 пробоины, в том числе 7 подводных. Это не помешало его командиру капитану 1 ранга М. П. Лазареву потопить турецкий флагманский корабль, 3 фрегата, корвет и заставить выброситься на берег неприятельский 80-пушечный корабль. А "Азов" вскоре был отремонтирован и продолжал свою славную службу в строю родного флота. Бомбические орудия очень скоро вытеснили пушки, стрелявшие сплошными чугунными ядрами.
К середине XIX в. гладкоствольная артиллерия достигла, высшего совершенства. По наружному виду пушки различаются в зависимости от того, на каком заводе и в какое время они отливались. Пушки более раннего периода имели украшения в виде фризов, поясов, украшенных затейливым литьем. Пушки более позднего изготовления не имели этих украшений. Калибр орудий к середине XIX в. достигал 32-36 фунтов, а бомбических 68-96 фунтов.
Ориентировочные размеры калибров некоторых орудий в метрической системе мер следующие: 3-фунтовые-61-мм, 6-фунтовые-95-мм, 8-фунтовые-104-мм, 12-фунтовые-110-мм, 16-фунтовые- 118-мм, 18-фунтовые-136-мм, 24-фунтовые- 150-мм, 30-фунтовые-164-мм, 36-фунтовые-172-мм, 68-фунтовые-214-мм.. Карронады делались 12-, 18-, 24-, 32-, 36-, 68- и 96-фунтовыми.
 
   
Hosted by uCoz