|
Первоначально
дромон представлял собой открытый, то есть беспалубный (греч. афракта)
гребной корабль с одним ярусом весел и съемным парусным вооружением.
Однако спустя некоторое время ситуация изменилась. Византия стала сильнее
и в военном, и в экономическом отношении, а на юге забрезжила новая угроза
– арабы. Последние, быстро заполучив контроль над левантийским побережьем,
получили доступ и к обширным флотам тамошних приморских городов, где издревле
жили искусные мореходы (достаточно вспомнить финикийцев). По этой причине
византийский флот претерпел ту же эволюцию, что и греческий в VIII-VII
вв. до н.э. Поскольку одноярусные беспалубные корабли не гарантировали
надежной защиты Эгейского бассейна и Константинополя от морской угрозы,
византийцы укрупнили дромон и сделали его двухъярусным, а одноярусные
корабли стали называться монерами или галерами (moneres и galea соответственно).
Дромоны превратились в беспалубные 100-весельные биремы (по 25 весел на
каждом ярусе с каждого борта), обзавелись 1-2 мачтами с "латинскими"
косыми парусами и стали линейными кораблями византийского флота. Вместо
сплошной палубы дромоны имели три сквозных настильных прохода, поднятых
над гребцами: вдоль каждого борта, и центральный, проходящий по оси симметрии
корабля.
В дальнейшем, на протяжении VII-XV вв. дромоны неоднократно модифицировались
и изменялись. По византийским источникам можно судить о существовании
по меньшей мере трех типов дромонов: усиако, памфилоса и третьего, самого
крупного, не имеющего особого названия. Название "усиако" происходит
от греческого слова "усия", которое, в частности, означало отряд
из 100 человек. Пятьдесят профессиональных гребцов находились на нижнем
ярусе и гребли как на переходах, так и во время боя. Вторая полусотня
состояла из воинов, занимала верхний гребной ярус и гребла только на переходах.
Во время боя они убирали весла и выполняли те же функции, что и морские
пехотинцы (liburnarii) римского флота. То есть поражали врага метательными
снарядами и вступали в абордажные схватки. Памфилос был в целом аналогичен
усиако, но имел экипаж 120-160 чел. Наконец, третий, наиболее крупный
тип дромона брал на борт до 200 человек. Из них 150 являлись гребцами,
распределенными следующим образом: 50 на нижнем ярусе по одному человеку
на весло, и 100 – на верхнем ярусе, по 2 гребца на каждое весло. Еще 50
были морскими пехотинцами. Все три модификации дромонов имели в целом
аналогичную конструкцию. Боковые настильные проходы и скамьи гребцов были
защищены съемными щитами. Весла были выведены наружу непосредственно через
отверстия в бортах, без дополнительных коробчатых расширений наподобие
античного парадоса. Дромоны оснащались таранами, однако главную ставку
византийцы делали на мощные метательные машины и "греческий огонь".
Восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному
морям уже в VI-VIII веках. Походы киевского князя Олега с дружиной
в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. (Большинство
других походов, к сожалению, доказали высокую эффективность "греческого
огня", которым византийские дромоны отваживали буйных славян от Царьграда.
См., в частности, К.В.Базилевич. Из истории морских походов в VII-XII
вв.) В "Повести временных лет" сообщается и о других морских
походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали
по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая суда волоком из
Дона в Волгу и обратно. Назывались такие типы судов скедии, лодьи и корабли.
Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались
40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого
дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой
внакрой назывались набойными, суда с обшивкой вгладь – насадами. Лодья
несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались
от солнца под навесом.
Приблизительно на таком корабле, надо полагать, принц Датский должен
был прибыть из Эльсинора в Англию. В итоге, как известно, до Англии
добрались лишь Гильденстерн и Розенкранц, где им и отрубили головы. Вывод:
не следует чрезмерно доверяться датским военным кораблям. В конструкции
корпуса явно просматривается влияние кораблей викингов и ганзейских коггов.
Судно имело обшивку внакрой, резко скошенный форштевень, навесной руль.
Мачта ставилась посередине и удерживалась вантами. Рей, опускавшийся на
палубу, нес большой прямоугольный парус, на котором можно было брать рифы,
то есть уменьшать площадь паруса, подвязывая его нижнюю шкаторину рифштертами.
На брусе форштевня крепился треугольный помост с зубцами. Боевая палуба
занимала около половины длины судна и поднималась над основным корпусом
на стойках. Форштевень и ахтерштевень украшались стилизованными украшениями
животных. Корабль был палубным. На люке трюма помещали шлюпку. На мачте
выше рея крепили "воронье гнездо" для наблюдателей и лучников,
клотик мачты обычно венчало изображение креста. Суда такого типа входили
в состав датских военных дружин в XIV веке.
Этимологию слова "дракар" (Drakar часто пишут в русских
источниках с двумя "к" – драккар, что с моей точки зрения не
верно) обычно возводят к древнесканд. Drage (дракон) и Kar (корабль).
Иными словами, дракар – это корабль-дракон, или дракон-корабль – как угодно.
Как сказал о дракаре некий скандинавский поэт, "Рыжая и ражая рысь
морская рыскала". Также известно, что сами викинги любовно называли
свои корабли "конём дороги китов" и многими другими поэтическими
формулами (кенингами). Из рисунка явствует: да, и рысь, и конь, и дракон.
Более половины тысячелетия держали Европу в страхе "рыцари открытого
моря" викинги. Своей мобильностью и вездесущностью они обязаны дракарам
– подлинным шедеврам судостроительного искусства. На этих кораблях викинги
совершали далекие морские плавания. Ими открыты Исландия, южный берег
Гренландии, задолго до Колумба побывали они в Северной Америке. Змеиные
головы форштевней их кораблей видели жители Балтики, Средиземноморья и
Византии. Вместе с дружинами славян "обживали" они великий торговый
путь "из варяг в греки". Основным движителем дракара был рейковый
парус, площадью 70 м2 и более, сшитый из отдельных вертикальных полотнищ,
богато украшенный золотой тесьмой, рисунками гербов вождей или различными
знаками и символами. Рея поднималась вместе с парусом. Высокую мачту поддерживали
идущие от нее к бортам ванты (1) и к оконечностям судна – штаги (2). Борта
защищались богато расписанными щитами воинов. Силуэт
скандинавского судна является единственным в своем роде. Основой для воссоздания
этого судна послужил рисунок откуда бы вы думали? Ну конечно, со все того
же знаменитого ковра из Байе (Bayeux; да что бы мы вообще без него делали
бы? что знали бы про IX-XI вв.?). Этот коврик длиной 50 м был соткан и
вышит вскоре после высадки Вильгельма Завоевателя в Англии в 1066 г.
Корабль Ричарда III Йорка, короля Англии (XV в.). Общий вид Постройка
корабля относится к началу XV века, подробное изображение его дается по
личной печати короля. Сам по себе этот факт достаточно необычен, потому
что герцог Глостер Йорк был коронован как Ричард III только в 1483 г.
Выходит, что Ричард предпочитал путешествовать на корабле шестидесятилетней
давности. Для деревянного корабля XV в. – своеобразный рекорд долгожительства.
Так сказать, Азенкур помнит, и битву при Бельфоре помнить будет. Корабль
мало отличается от скандинавских шнеккеров. Резко загнутые и высоко вытянутые
штевни срезаны, и боевые площадки для воинов личной охраны Ричарда III
как бы составляют с кораблем единое целое. Корабль был одномачтовым и
нес прямой, богато украшенный парус с гербом. Кормовой руль с румпелем
крепился на ахтерштевне при помощи рулевых штырей
По некоторым данным, термин "шнека" впервые встречается
в новгородской летописи 1284 года, в которой речь идет о прорыве шведских
кораблей в Ладожское озеро "на лойвах и шнеках". Однако в статье
профессора К.В.Базилевича "Из истории морских походов в VII-XII вв."
можно прочесть, что в 1142 г. караван из трех новгородских лодей подвергся
нападению эскадры из 60 шнек, посланных "шведским королем и епископом"
(?). Таким образом, и сам термин "шнека" (шнеккер), и корабли,
называемые подобным образом, появились не в XIII в., а по меньшей мере
в XII в. С другой стороны, шнеккер, изображенный на рисунке, со всей определенностью
является кораблем, который следует датировать кон.XIII-нач.XIV вв., поскольку
форкастли и ахтеркастли являются сравнительно поздним элементом североевропейской
корабельной архитектуры (ср. норманнские Дракар, Кнорр, у которых форкастли
отсутствуют.) У новгородцев слово "шнека" (производная от норманнского
Snekkar – "змея") в широком смысле обозначало название иноземного
морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина – 4,2-5,1
м, высота борта – 1,2-1,7 м, осадка – 0,5-1 м. Среднее водоизмещение –
от 10 до 20 т. Экипаж – 40-70 человек. Шпангоуты имели сильный развал
наружу – до 25-30 градусов. Для большей остойчивости на днище укладывался
балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивки крепились внакрой,
что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.
Многие скандинавские суда несли на носу и на корме богато орнаментированные
башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы
(кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня –
форкастль, кормовая – ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое
весло традиционной скандинавской формы.
Судостроение Китая, по мнению многих историков, зародилось раньше,
чем в Египте. На своих судах китайцы совершали и дальние плавания. До
наших дней дошли довольно достоверные сведения о плавании китайцев в заморскую
страну Фузан, которая по описанию очень напоминает Мексику. Это было за
несколько тысячелетий до н.э. В Китае было создано более 300 видов джонок,
неказистых с виду, с парусами из циновок, но исключительно мореходных
судов. Сохранившиеся и доныне, они поражают своей мореходность. вместительностью
и практичностью. Все они – вне зависимости от назначения – конструктивно
были очень похожи: плоское днище, вертикальные борта корпуса, слегка заостренный
нос, тупая, обрубленная корма с каютами и рейковые паруса, плетенные из
тростника. Как и в Европе, на скулах возле форштевня часто рисовались
глаза. Надстройки в корме несколько выступали за корпус. В них размещался
экипаж, находилась провизия. Упоминаются джонки, вмещавшие 1000 человек.
Конструкция джонки настолько рациональна, что почти без изменений просуществовала
до нашего времени.
|
|