|
Историю
древних майя, как и историю всей доиспанской Мезоамерики, обычно делят
на три периода:
доклассический (с 2000 г. до н. э. по рубеж нашей эры);
классический - с рубежа нашей эры до X в.;
постклассический - с X по XVI вв.
Предлагаемый краткий обзор будет касаться в основном двух последних периодов
и поможет составить общее представление об оружии майя. Некоторые ученые
считают, что земли майя последовательно подверглись по меньшей мере трем
крупным мексиканским *1 нашествиям. Следовательно, вольно или невольно
происходило знакомство с элементами других культур, включая и оружие.
К началу конкисты *2 народы майя говорили на полутора десятков языков.
Предлагаемая классификация оружия практически не учитывает его эволюцию,
региональные различия и тенденции. Также за рамками данной статьи остались
защитное вооружение, структура воинских подразделений, характер и методы
ведения военных действий. На памятниках классической эпохи майяские воины
изображались преимущественно с копьями. С этого оружия, пожалуй, и начнем.
Копье (нааб те)
Копье (нааб те) *3, по-видимому, было выше человеческого роста. Его наконечник
делался из кремня или обсидиана и однообразной обмоткой крепился на древке.
Встречающиеся на монументах, в кодексах и на керамике варианты форм можно
разделить на следующие типы: Первый тип - обычное копье с кремниевым наконечником.
Часто у основания последнего крепится перьевой бунчук с упором - гардой.
Второй тип - в сущности, это то же самое копье, но у него появляется дополнение
- подвеска в виде широкого и достаточно длинного шлейфа. Прескотт Х.Ф.Фоллетт
в своей статье *4, посвященной вооружению майя, предполагает, что это
могли быть знамена. Но изображение на рельефе в Храме Ягуаров в Чичен-Ице
*5 очень напоминает сеть.
Отличительной
особенностью третьего типа является смещение бунчука с упором на некоторое
расстояние от наконечника, c образованием "втулки". Некоторые
разновидности этого типа (рис. а, б, в, г) снабжены хвостом из длинных
перьев. На одной вазе изображена батальная сцена, на которой несколько
персонажей вооружены именно такими копьями, что дает основание исключить
его из разряда знамен и штандартов. Вариант (е), возможно, представляет
чисто церемониальный вид украшения. Четвертый тип можно назвать модификацией
предыдущего. Новшество заключается в появлении на "втулке" пилообразной
арматуры. Судя по характеру оплетки, можно предположить, что это ряд прикрепленных
последовательно ножевидных обсидиановых пластин. В ацтекской рукописи,
видимо, нашло отражение копье подобного типа. В классическую эпоху зубчатая
часть могла достигать 30-35 см, в постклассическую она уменьшилась в 2-3
раза.
Пятый тип можно
окрестить "царским", т. к. он встречается в основном в руках
вождей или правителей. Древко ниже наконечника декорировано обильной мозаичной
инкрустацией, шкурой ягуара или мозаикой из перьев. Шестой тип имеет необычную
конструкцию древка, затрудняющую определение его функциональной предназначенности
(а). Возможно, это вид особого ритуального жезла (в кодексах представлено
несколько вариантов подобного типа) (г) или способ церемониального украшения
(б). Но о его связи с оружием говорит наличие боевого кремниевого наконечника
и присутствие его в руках воина на одной из батальных сцен (в). Нижеследующие
типы представляют видоизменение формы наконечника.
Седьмой тип.
Очень длинный, около 30 см, узкий наконечник, снабженный мелкими зубчиками
(а) с двух сторон. Возможно, это акульи или другого животного зубы, вставленные
в деревянную основу. Кроме того, это копье имеет своеобразную гарду посредине
древка. Не исключено, что она служила упором при колющих ударах или, наоборот,
облегчала выдергивание застрявшего клина. Конструктивно похожее оружие
встречается в миштекских (б) и ацтекских (в) кодексах. Наконечники восьмого
типа напоминают гарпун. Девятый тип объединяет образцы нестандартных наконечников,
а также копья с экзотическими отростками у основания наконечника. Основное
назначение такого оружия, по-видимому, зацепить противника и выволочь
его в свои ряды.
Дротик (х'ул, ч'иик)
Испанский хронист XVI в., Д. де Ланда, писал, что у майя "было
также особое искусство метать дротики с помощью деревяшки толщиной в два
или три пальца, просверленной около третьей части (длины) и длиной в 6
пядей *6. С помощью ее и нескольких веревок они бросали сильно и точно"
(рисунок из рукописи - рис. а). Дротик (х'ул, ч'иик) был короче и легче
копья, нередко снабжался оперением (рис. б).Ланда оценивает его длину
в 1 эстадо *7. Наконечник из кремниевой или обсидиановой пластины вставлялся
в расщепленную деревянную основу (рис. в). Носились дротики обычно связкой
по несколько штук в одной руке, на которой, кроме того, еще крепился щит,
тогда как рука держала копьеметалку.
Копьеметалка
(х'улче)
Копьеметалка (х'улче), известная также под ацтекским названием атл-атл,
в простейшем варианте представляла палку с упором на конце, наличие более
сложных конструкций подтверждается описанием Ланды и изображением на фресках
в Какаштле *8 (рис. г). Иногда она имела кольца для пальцев, фрагмент
ацтекской копьеметалки показывает способ их крепления (рис. д). На многих
образцах древнемексиканского искусства атл-атл имеет веероподобную форму
из-за обильного украшения из перьев (рис. е). Думаю, что предположение
Х.Ф.Фоллетта об использовании копьеметалок в качестве вспомогательного
инструмента при штурме стен мало вероятно. На такую мысль могло натолкнуть
гипер-трофированное изображение упора для дротика в виде большого крюка.
Лук (ч'улул)
Большинство ученых полагает, что лук не был известен майя классического
периода и появился у них только в XI в. вместе с тольтеками. Так, на фресках
Бонампака (VIII в.) *9, запечатлевших военные сцены, он не встречается.
Здесь следует добавить, что у ацтеков лук считался "низким"
оружием диких охотничьих племен. Этот момент нашел отражение в их рукописях,
в которых с луком изображались варварские племена или персонажи из ранней
истории. Теперь снова обратимся к Ланде: "Для нападения были луки
и стрелы, которые они носили в своих колчанах, с кремнями в качестве наконечников
и зубами рыб, очень острыми; или они стреляли с большим искусством и силой.
Их луки были из превосходного желто-бурого дерева удивительной прочности,
скорее прямые, чем изогнутые, а тетива - из их конопли. Длина лука всегда
несколько меньше того, кто его несет. Стрелы из тростника, очень тонкого,
который растет в лагунах, длиной свыше пяти пядей. Они пригоняли к тростнику
кусок тонкой палочки, очень прочной, к которой был прикре-плен кремень".
В одной из песен колониального периода говорится, что оперение для стрел
делалось из перьев попугая и приклеивалось смолой.
Боевая
дубина
Известно только ее ацтекское название - макуавитль. Основа делалась
из дерева сапоте, в нее вставляли острые обсидиановые лезвия. Х.Ф.Фоллетт
дает вероятный способ их крепления (рис. а), кроме того, это усиливалось
применением "цементирующих" составов из особого корня и голубой
глины, смешанных с кровью летучей мыши или клеем из помета черепах. Ланда
утверждал, что у юкатанских майя XVI в. не было этого оружия. Хотя на
памятниках более раннего времени встречаются образцы этого оружия (рис.
б), часто с обильным украшением на конце (рис. в). На фресках Бонампака
в руках одного персонажа просматривается макуавитль другого вида (рис.
г), правда, нечто подобное можно увидеть на статуэтке из Западной Мексики
(рис. д). На одной из ваз запечатлен и такой вариант дубины (рис. е),
впрочем, он сильно напоминает топоры, разбираемые ниже. Ацтекские дубины,
часто называемые в хрониках мечом, имели широкий верх, сужающийся к рукояти,
и лезвия в большом количестве и меньшего размера (рис. ж-з). Имелись также
двуручные дубины. По словам испанцев, их удар мог раскроить голову лошади.
Топор (ч'ак)
Топор использовался для рубки деревьев при жертвоприношениях и, видимо,
в качестве боевого оружия. Каменные топоры-кельты, представленные разнообразными
формами (рис. а), в церемониальных целях обильно декорировались перьями.
Встречались и более экзотические варианты (рис. б). Ланда писал, что топоры
из металла (вероятно, сплав меди с золотом или оловом) на деревянной рукоятке
служили оружием и инструментом для обработки дерева. Он также привел рисунок
формы (рис. в). Майя своей руды не имели, так что эти образцы, или, по
крайней мере, сырье для них, были мексиканского происхождения. Стоит упомянуть
еще о майяской статуэтке (о. Хайна) опирающейся на топор с рукоятью, доходящей
до плеча. Может, это декоративное преувеличение, а может, запечатлен двуручный
вариант.
Нож (хец'-наб)
В Мезоамерике ножи были более привычны рукам жрецов. Однако ряд изображений
отражает их боевое применение, а одна из хроник сообщает, что короткие
ножи с перьями на рукояти имели вожди и касики. Обычно кремниевое лезвие
вставлялось в деревянную рукоять, часто инкрустируемую мозаикой. Обнаружены
также костяные варианты. У майя встречается также экзотического вида когтеобразный
нож, иногда называемый "кольцом". Вероятно, он делался из дерева,
в которое вставлялись кремниевые лезвия. Предположительно, этот нож имитировал
лапу ягуара и использовался в некоторых жертвоприношениях. Рисунок в Дрезденском
кодексе представляет персонаж, вооруженный копьеметалкой и кольцом.
Духовое
ружье, сербатан, сарбакан (ц'он)
Применялось, скорее всего, только для охоты.
Праща (йун-тун)
В качестве оружия майя также упо-требляли камни. По словам Д. де Ланды,
они "бросают камни очень метко и сильно и целятся, когда бросают,
с помощью указательного пальца левой руки в то, во что бросают".
Тут же он утверждает, что майя не знали пращи. Другие источники опровергают
это. Праща (йун-тун) делалась из волокон, а ацтекский рисунок иллюстрирует
ее применение.
Сеть (леч)
Носилась на голове и служила для охоты, но не исключено ее использование
в военном деле.
Пчела-бомба
Х.Ф.Фоллетт упоминает о существовании этого необычного вида оружия.
В заключение краткого знакомства с оружием древних майя хочу немного остановиться
на способах его применения. Главной целью войны у многих народов Мезоамерики
было взятие пленных с по-следующим принесением большей части из них в
жертву. Не случайно поэтому в титулатуре майяских правителей и военачальников
часто встречается эпитет ах'-аа-баан - "взявший пленника". Такой
характер войны накладывал отпечаток на манеру использования оружия. Луки
и пращи, как правило, предваряли ближний бой или прикрывали отступление.
Основной упор делался на рукопашную схватку, рассчитанную на то, чтобы
оглушить, сбить с ног или ранить противника, не умерщвляя его. Даже при
наличии оружия свободная рука работала на захват вражеского воина. Именно
так чаще всего представлены победители в батальных сценах. Искусство владения
копьем, по-видимому, включало применение подсечек, ударов древком, болевые
замки на сковывание конечностей. Отростки и крюки на древковом оружии
предполагали зацеп противника, выдергивание его из строя, с тем чтобы
потом проволочь его по земле, скрутить и пленить. Кроме того, в рукопашном
бое практиковались толчковые удары ладонью и ступней, тыльной стороной
кисти, коленом. Воинам требовалась регулярная тренировка и хорошая постановка
движений, включавшая и обучение высоким прыжкам, - для уклонения от удара
или "напрыгивания" на противника с целью его за-хвата. Кроме
атак на "верхнем уровне" широко применялись боевые маневры в
нижней стойке. Ланда описал боевой "танец противника", в котором
один из индейцев, пританцовывая в "нижнем приседе", уклонялся
от метаемых в него дротиков, отбивая их или ловя на лету. Существовали
также массовые военные танцы, требующие слаженности и слитности движений
всех его участников. Начальную подготовку воины получали в детстве, обучаясь
в специальных школах.
Литература:
Prescott H. F. Follett "War and Weapons of the Maya" / Middle
am. pesear. sertes. N. Orleans 1932.
Д. де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. М. 1955, репр. 1994.
Ацтеки. Империя крови и величия. М. 1997.
Ю. Р. Кинорозов. "Иероглифические рукописи майя". Л. 1975.
*1 Под "мексиканскими"
принято понимать культуры, расположенные западнее территории майя.
*2 Завоевание Мексики, Центральной и Южной Америки испанцами и португальцами
в конце XV-XVII в.в.
*3 Названия даны на старом языке юкатанских майя.
*4 Prescott H. F. Follett "War and Weapons of the Maya" / Middle
am. pesear. sertes. N. Orleans 1932.
*5 Чичен-Ица - город майя на Юкатане (Мексика), населяемый в V-VII в.в.
и в X-XIII в.в.
*6 пядь (исп. palmo) - мера длины, равная 21 см.
*7 эстадо (исп. estado) - мера длины, приблизительно равная 167 см.
*8 Какаштла - др. город в Центральной Мексике, фрески в котором по одной
из версий были сделаны художниками-майя.
*9 Бонампак - город древних майя (VII - IX вв.) в Чиапасе (Мексика). Наибольшую
известность получил из-за обнаруженных в одном из зданий фресок.
|
|