|
Норманны
были выходцами из скандинавских земель. Они заселили Северную Францию,
перемешавшись посредством свободных браков с франкскими соседями. Переняв
культуру местного населения, норманны создали собственную скандинавскую
субкультуру в новых, обживаемых землях. В конечном итоге этот процесс
привел к образованию государства норманнов на территории Северной Франции
в IX веке. Норманны были людьми в поведении, которых всегда присутствовало
их скандинавское наследие - неуемный характер викингов. Прежде всего,
это выражалось в способе распоряжения военной добычей, большая часть которой
шла на финансирование дальнейших походов с целью завоевания новых земель,
являющихся залогом норманнского могущества.
Викингов всегда отличало умение приспосабливаться к культурам народов
завоеванных земель. Они перенимали самое ценное, по их меркам, у коренного
населения и одновременно привносили что-то свое в чужой уклад жизни. Эта
черта также присутствовала и у норманнов.В результате этой особенности,
о норманнах нельзя говорить как о народе с какими-либо характерными отличиями.
Их язык быстро исчез, смешавшись с наречиями населения завоеванных территорий,
поэтому в названиях местности Северной Франции и Южной Англии редко присутствуют
скандинавские корни, тогда как повсеместно встречаются латинские.Кроме
того, внешний вид норманнского воина был схож с видом их противников.
Доказательством этому, служит ряд барельефных изображений, на которых
отсутствуют существенные различия в вооружении англо-саксов и норманнов.
Это сходство в снаряжении, порождало путаницу во время боя. Так, во время
осады Герберои в 1079 г., Роберт Норманнский ранил в руку своего отца,
Вильгельма, последнего спасло лишь то, что сын узнал его голос. Другим
примером однородности воинского вида служит, то что, Вильгельм Завоеватель
во время Гастингской битвы снял шлем, чтобы опровергнуть слухи о его гибели.Именно
в это время появляется система различий на знаменах и щитах, зарождается
геральдика, ставшая неотъемлемой частью средневековых битв.Во время переходов
норманны использовали повозки, запряженные мулами, для транспортировки
копий и шлемов, следовавшие за пехотой и кавалерией. Эта организация передвижения
войск была очень схожа с описанием легиона на марше, сделанного историком
Жозефом в I веке н.э.
Шлемы
Среди норманнских шлемов найденных во время археологических раскопок в
Центральной Европе присутствуют три шлема конической формы. Они были выкованы
из одноцельного куска металла. Следует отметить, что процесс выковки конического
шлема из одного куска железа технологически очень сложен, поэтому наличие
у норманнов подобных шлемов свидетельствует о высоком искусстве норманн
в обращении с железом. Односекционный шлем из Ольмюца был выкован из единого
куска железа с наносником, защищавшим от стрел. Подобный шлем, датированный
X веком , был найден в Ст. Веласе. В отличие от Ольмюцкого шлема он имел
накладной наносник, крепившейся к налобной части шлема. Аус дер Мааский
шлем, датированный XI-XII веком, также был сделан из одного куска железа.
Шлем имел наносник и необычное отличие в виде кольца в форме сердца, крепившегося
к верхней части и, скорее всего, предназначавшегося для фиксации плюмажа
или использующегося для удобства ношения шлема на маршах. Аус дер Мааский
шлем отличается от предыдущих более крупным размером купола, поэтому вполне
возможно воинами носился кожаный или кольчужный подшлемник. Ольмютцкий
и Аус дер Мааский шлемы имеют по окружности отверстия, предназначавшиеся
для крепления усилительной полоски или подшлемника. К сожалению, не сохранился
способ и материал, который использовался в качестве подкладки шлема, но,
скорее всего, она изготавливалась из кожи или овечьей шерсти.
Другим видом шлемов был четырехсекционный, найденный в Северной Франции.
Этот шлем был конической формы, 7.5 дюймов высотой, состоящий из четырех
сегментов, каждый 6 дюймов шириной, соединенных внутри двумя заклепками.
Лакинский шлем демонстрирует необычный способ конструкции. Польский шлем
также состоит из четырех секций и имеет большое количество декоративных
заклепок. Шлемы изображенные на гобелене Байё либо односекционные, либо
четырех сегментные, имеющие наносник и окантовку по низу шлема. В некоторых
манускриптах присутствуют изображения конических шлемов с необычным окончанием,
получившими название "Фригийской шапки", но этот тип не подтверждается
археологическими исследованиями.
Доспехи
Наиболее распространенными доспехами, в этот период, был кольчужный хауберк.
Кроме того, некоторые свидетельства современников говорят о распространенных
среди норманнов ламелярных доспехах. Этот древний вид доспехов состоял
из пластинчатых частей соединенных друг с другом тем самым, придавая особую
гибкость и прочность. Он был позаимствован норманнами у византийцев и
имел ограниченную область распространения на Сицилии, в Южной Италии и
Антиохии. Вопрос об использовании стеганных доспехов, всегда был противоположен
вопросу о применении пластинчатых. Тем не менее, простота изготовления
и доступность материалов, сделала стеганные доспехи наиболее распространенным
и в свою очередь, многие воины надевали их под кольчугу.
Особый интерес представляют доспехи двоюродного брат герцога Вильгельма,
епископа Одо, которые могут быть идентифицированы как короткие пластинчатые,
так и стеганные доспехи. Кольчуга была основным видом защиты норманнского
воина времен завоевания Англии. До недавнего времени изображения на гобелене
Байё рассматривались как доспехи, состоящие из больших металлических колец,
крепившихся на кожаную основу. Однако полное отсутствие археологических
доказательств, а также опыт реконструкторских обществ позволяет предположить,
что подобный вид доспехов имел очень низкие защитные свойства против рубящих
ударов и совершенно не защищал от стрел и дротиков и вообще вряд ли когда-либо
существовал. Скорее всего, на гобелене изображены различные варианты кольчуги.
Кольчуга имела более высокие защитные свойства, состояла из тысяч железных
колец соединенных вместе по принципу четыре через одного.
Процесс выковки кольчуги был длительным и дорогостоящим. Изготовление
для знатных воинов и распространение в равных пропорциях в армии требовало
наличие развитой индустрии, а также внушительной казны. О ценности кольчуг
свидетельствует нижняя часть гобелена, изображающая мертвых воинов, с
которых сняты доспехи. Вес кольчуги составлял порядка 10-15 кг. и основной
груз приходился на плечи и спину воина, поэтому для снижения нагрузки
на тело, носились поясные ремни. Кольчужный хауберк, изображенный на гобелене
Байё, имеет длинные рукава до локтя или запястья, длина кольчуги была
до колен. На некоторых изображениях можно увидеть необычную особенность
в виде небольшого отверстия на уровне пояса, через которое меч проскальзывал
в ножны, располагавшиеся под кольчугой на уровне бедра. Другими отличиями
были кольчужный подшлемник, который мог быть, как отдельным, так и единым
с кольчугой, а также изображаемый небольшой клапан в верхней части груди,
который имел кожаную или матерчатую подкладку. Скорее всего, он предназначался
для защиты нижней части лица, являясь неотъемлемой частью кольчуги. Во
время битвы клапан с помощью двух тесемок, поднимался вверх и защищал
шею и нижнюю часть лица. На гобелене Байё присутствуют изображения норманнов,
переносящих кольчуги на деревянных жердях, которые были пропущены через
рукава кольчуги. То обстоятельство, что два воина несут кольчугу, дает
представление об истинном весе доспехов. Кольчужные доспехи, которые дошли
до наших дней, продолжают сохранять свои великолепные защитные свойства,
поэтому можно судить о том, что они использовались норманнами на протяжении
нескольких поколений, а может быть и веков.
Мечи
Среди археологических находок в Северной Франции совершенно отсутствуют
норманнские мечи. Но вместе с тем, существует большое количество изображений,
которые могут быть квалифицированны как скандинавские и сакские типы мечей.
Интересные сравнения могут быть проведены между мечами, изображенными
на гобелене Байё и европейскими образцами. Норманнские мечи имели длинные,
суживающиеся к концу лезвия, широкую гарду и круглую или полукруглую рукоять.
По этому же пути шло развитие северо-европейских мечей. Способы изготовления
и качество стали постепенно улучшались, и уже не требовалась спайка различных
частей. С упрощением процесса изготовления мечей, оружие стало более функциональным.
Копья
Норманны использовали различные виды копий. "Крылатые" копья
были переняты норманнами у скандинавских и франкских предков. Во время
раскопок в Северной Франции и Южной Англии были найдены узкие наконечники
метательных копий, датированные IX-XII в.в., как плоской, так и "крылатой"
формы. Копья в форме гарпуна, изображенные на гобелене не подтверждены
археологическими исследованиями. Наконечники копий изготавливались из
железа, и, как и мечи этого периода, были менее украшены, нежели скандинавские
или франкские образцы. Для древков копий использовался дуб или ясень.
Топоры
Можно с уверенностью утверждать, что большие двуручные топоры не были
оружием кавалерии. Для того чтобы орудовать топором, воину требовалась
надежная опора, которую не могли дать стремена. По этой причине на гобелене
Байё отсутствуют изображения конных норманнов вооруженных двуручными топорами.
Тем не менее, существует изображение норманнского графа Понтью, вооруженного
большим двуручным топором. Скорее всего, это оружие использовалось рыцарями
знатного происхождения, но топоры также встречаются на гобелене и среди
воинов герцога Вильгельма. Другим интересным видом оружия, представленного
на гобелене Байё является палица с деревянной ручкой и металлической головой.
Любопытно, что все археологические находки этого оружия датируются более
поздним периодом. Одна из современных хроник описывает норманнского кавалериста,
использующего палицу в качестве дополнительного оружия: "он поднял
свой щит и ударил одного из англичан в грудь копьем так, что железный
наконечник вышел из спины. В то время как он (англичанин, прим. автора)
падал, древко сломалось и француз достал палицу, которая висела у него
с правой стороны и ударил другого англичанина, так, что проломил ему череп".
Луки и арбалеты
На гобелене Байё имеется большое количество изображений луков. Это, как
правило, длинные луки, сделанные из тисового дерева. Только один лучник
показан в кольчуге, тогда как остальные в обычных туниках с колчанами,
подвешенными к поясному ремню. Большинство из них изображены значительно
меньшего размера, чем основные персонажи, и в нижней части гобелена, скорее
всего, это отличие указывает на их низкий социальный статус. Наконечники
стрел изготавливались из железа, их форма варьировала от широких листообразных
до длинных узких, способных пробивать кольчуги.Многие источники указывают
на применение арбалетов в Британии до норманнского завоевания. Тем не
менее, на гобелене Байё совершенно отсутствуют изображения этого вида
оружия. Эффективность арбалетов в рассматриваемую эпоху трудно переоценить.
Вот какое описание "варварского лука" дает византийская принцесса
Анна Комненская: "стрелы, используемые для этого лука очень короткие,
но толстые и с тяжелым, железным наконечником. Тетива посылает стрелу
с ужасной силой и когда она попадает в воина, она не отскакивает от щита,
наоборот, пробивает его насквозь, затем проходит сквозь тяжелые железные
латы и вылетает с обратной стороны". Несмотря на отсутствие изображений
арбалетов на гобелене, Вильям Пуатье указывает на их применение армией
герцога Вильгельма.
Щиты
Наиболее часто встречающемся типом щитов на гобелене Байё является
"каплевидный" щит, ошибочно характеризуемый как норманнский,
однако, этот тип был распространен в странах Европы, а также имел много
общего с сакским хускарлом. "Каплевидный" щит не сохранился
до наших дней, но множество изображений позволяет с уверенностью говорить
о его свойствах. Щит использовался как в пешем строю, так и в конном.
Прежде всего, необходимо отметить то обстоятельство, что "каплевидный"
щит давал всаднику полную защиту с одной стороны, в том числе закрывал
ногу воина. Другой особенностью этого щита был его незначительный вес
по сравнению с овальными или круглыми щитами, использовавшимися в кавалерии,
что позволяло применять щит, как для защиты, так и для нападения. Каждый
воин выбирал удобный для себя способ ухвата щита. На гобелене Байё показаны
разные варианты крепежных ремней. В использовании большого умбона, для
защиты руки, не было необходимости, поэтому для "каплевидных"
щитов характерно наличие небольшого декоративного умбона. Щит изготавливался
из дуба, ясеня или липы. Сверху покрывался тканью или обтягивался кожей,
на которую наносился рисунок.
|
|