|
В.О.
Ключевский. Курс русской истории.
Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых
областей вышла третья политическая форма, завязавшаяся на Руси: то было
великое княжество Киевское. Образование этого княжества было подготовлено
указанными выше экономическими и политическими фактами. На каких бы пунктах
русского промышленного мира ни появлялись варяжские князья, их постоянно
тянуло к городу на южной окраине этого мира, замыкавшему цепь торговых
русских городов по греко-варяжской речной линии Днепра - Волхова, - к
Киеву. Здесь заморские искатели выгодного найма и торгового барыша могли
поживиться всего более. Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему
стягивались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западном Двины, Верхнего
Днепра и его притоков. Отсюда в летописном рассказе о событиях IX и Х
вв. довольно явственно выступают два факта: тяготение варяжских пришельцев
с Балтийского моря к Киеву и экономическая зависимость русских городов
от Киева. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных
ворот русской торговли. Вот почему всех варяжских князей, появлявшихся
на севере, тянуло к Киеву. Из-за него они соперничали друг с другом и
истребляли один другого. Так новгородский князь Олег за Киев погубил земляков
своих Аскольда и Дира, так и другой новгородский князь, Владимир, за тот
же Киев погубил своего родного брата Ярополка. С другой стороны, все торговые
русские города стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились
нити их благосостояния; он мог подорвать их торговлю, перерезав главную
артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская торговых лодок вниз
по Днепру к азовским и черноморским, рынкам. Поэтому общим интересом этих
городов было жить в дружбе с Киевом, чтобы из Киева иметь свободный выход
на степные торговые дороги. Этот общий интерес заметно сквозит в рассказе
Начальной летописи о первых князьях, утверждавшихся в Киеве. Аскольд с
Диром, отделившись от дружины Рюрика, беспрепятственно спустились Днепром
до Киева и без заметной борьбы овладели им вместе со всею землёю полян.
Дальнейшая деятельность этих варяжских викингов в Киеве объясняет причины
их успеха. Летопись замечает, что после Кия, основателя Киева, полян обижали
древляне и другие окольные племена. Поэтому Аскольд и Дир, как только
утвердились в Киеве, вступили в борьбу с этими племенами, древлянами,
печенегами, болгарами, а потом, собрав варягов, предприняли поход на Царьград.
Современник и очевидец этого нападения, константинопольский патриарх Фотий
говорит в одной произнесённой по этому случаю проповеди, что Русь очень
ловко смастерила набег, тихонько подкралась к Константинополю, когда император
Михаил III с войском и флотом ходил на сарацин, оставив свою столицу беззащитной
со стороны моря. Значит, Киевская Русь не только хорошо знала морской
путь к Царьграду, но и умела добывать своевременные сведения о делах Византии;
сами греки дивились нечаянности и необычайной быстроте нападения. Оно
вызвано было, по словам Фотия, тем, что греческий народ нарушил договор,
предпринято было Русью с целью отметить за обиду, нанесённую её землякам,
русским купцам, по-видимому, за неуплату долга, следовательно, имело целью
силой восстановить торговые сношения, насильственно прерванные греками.
Значит, ещё до 860 г. между Русью и Византией существовали торговые сношения,
закрепленные дипломатическим актом, и узлом этих сношений был Киев, откуда
вышел смелый набег 860 г. Узнаём далее, что эти сношения были довольно
давние, завязались ещё в первой половине IX в. Послы от народа Руси, о
которых говорит Бертинская летопись под 839 г., приходили в Царьград для
установления или восстановления дружбы, т. е. для заключения договора.
Такой же ряд явлений повторился и в истории Олега, шедшего по следам Аскольда.
Он также беспрепятственно спустился из Новгорода по Днепру, без особенного
труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом,
погубивши своих земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал
рубить вокруг него новые города для защиты Киевской земли от набегов из
степи, а потом с соединёнными силами разных племён предпринял новый поход
на Царьград, кончившийся также заключением торгового договора. Значит,
и этот поход предпринят был с целью восстановить торговые сношения Руси
с Византией, опять чем-либо прерванные. Обоих вождей, по-видимому, дружно
поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле,
преимущественно обитавшие по речной линии Днепра - Волхова, т. е. обыватели
больших торговых городов Руси. По крайней мере в летописном рассказе о
походе Олега читаем, что кроме подвластных Олегу племён в деле участвовали
и племена неподвластные, добровольно к нему присоединившиеся, отдалённые
дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по
северо-восточным склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степных
кочевников и далёкие военные походы на Царьград для поддержания торговых
сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие во всём промышленном
мире по торговым линиям Днепра - Волхова и других рек равнины. Этот общий
интерес и соединил прибрежные торговые города под властью князя киевского,
руководителя в этом деле по положению, какое создавалось для него двояким
значением Киева
Таковы были условия, при содействии которых возникло великое княжество
Киевское. Оно явилось сперва одним из местных варяжских княжеств: Аскольд
с братом уселись в Киеве как простые варяжские конинги, охранявшие внешнюю
безопасность и торговые интересы захваченного ими владения. Олег шёл по
их следам и продолжал их дела. Но военно-промышленное положение Киева
сообщило всем им более широкое значение. Киевская земля прикрывала собою
с юга всю страну по греко-варяжскому пути; её торговые интересы разделяла
вся страна, ею прикрываемая. Потому под властью киевского князя волей
или неволей соединились другие варяжские княжества и городовые области
Руси, и тогда Киевское княжество получило значение Русского государства.
Это подчинение было вынуждено политической и экономической зависимостью
от Киева, в какую эти княжества и области стали с падением хозарского
владычества в степи. Поэтому появление Рюрика в Новгороде, кажется мне,
неудобно считать началом Русского государства: тогда в Новгороде возникло
местное и притом кратковременное варяжское княжество. Русское государство
основалось деятельностью Аскольда и потом Олега в Киеве: из Киева, а не
из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства; Киевское
варяжское княжество этих витязей стало зерном того союза славянских и
соседних с ними финских племён, который можно признать первоначальной
формой Русского государства.
|
|