|
В.О.
Ключевский.
Курс русской истории.
Теперь бросим взгляд на состав русского общества, которым правил великий
князь киевский. Высшим классом этого общества, с которым князь делил труды
управления и защиты земли, была княжеская дружина. Она делилась на высшую
и низшую: первая состояла из княжих мужей, или бояр, вторая из детских,
или отроков; древнейшее собирательное название младшей дружины гридь или
гридьба (скандинавское grid - дворовая прислуга) заменилось потом словом
двор или слуги. Эта дружина вместе со своим князем вышла, как мы знаем,
из среды вооруженного купечества больших городов. В XI в. она еще не отличалась
от этого купечества резкими чертами ни политическими, ни экономическими.
Дружина княжества составляла, собственно, военный класс; но и большие
торговые города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный
полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки
(батальоны и роты). Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый
князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.
Эти выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей
ему области, военно-правительственную старшину, которая называется в летописи
"старцами градскими". Городовые полки, точнее говоря, вооруженные
города принимали постоянное участие в походах князя наравне с его дружиной.
С другой стороны, дружина служила князю орудием управления: члены старшей
дружины, бояре, составляли думу князя, его государственный совет. "Бо
Володимир, - говорит о нем летопись, - любя дружину и с ними думая о строи
земленем, и о ратех, и о уставе земленем". Но в этой дружинной, или
боярской, думе сидели и "старцы градские", т. е. выборные военные
власти города Киева, может быть, и других городов, тысяцкие и сотские.
Так, самый вопрос о принятии христианства был решен князем по совету с
боярами и "старцами градскими". Эти старцы, или старейшины,
городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления,
как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию
рядом с княжеской служилой. На княжий пир по случаю освящения церкви в
Василеве в 996 г. званы были вместе с боярами и посадниками и "старейшины
по всем градом". Точно так же по распоряжению Владимира на его воскресные
пиры в Киеве положено было приходить боярам, гриди, сотским, десятским
и всем нарочитым мужам. Но, составляя военно-правительственный класс,
княжеская дружина в то же время оставалась еще во главе русского купечества,
из которого выделилась, принимала деятельное участие в заморской торговле.
Это русское купечество около половины Х в. далеко еще не было славянорусским.
Киев не мог остаться стольным городом одного из местных варяжских княжеств:
он имел общерусское значение как узловой пункт торгово-промышленного движения
и потому стал центром политического объединения всей земли. Деятельность
Аскольда, по-видимому, ограничивалась ограждением внешней безопасности
Киевской области: из летописи не видно, чтобы он покорил какое-либо из
окольных племён, от которых оборонял своих полян, хотя слова Фотия о Росе,
возгордившемся порабощением окрестных племён, как будто намекают на это.
Первым делом Олега в Киеве летопись выставляет расширение владений, собирание
восточного славянства под своею властью. Летопись ведёт это дело с подозрительной
последовательностью, присоединяя к Киеву по одному племени ежегодно. Олег
занял Киев в 882 г.; в 883 г. были покорены древляне, в 884 г. - северяне,
в 885 г. - радимичи; после того длинный ряд лет оставлен пустым. Очевидно,
это порядок летописных воспоминаний, или соображений, а не самых событий.
К началу XI в. все племена восточных славян были приведены под руку киевского
князя; вместе с тем племенные названия появляются всё реже, заменяясь
областными по именам главных городов. Расширяя свои владения, князья киевские
устанавливали в подвластных странах государственный порядок, прежде всего,
разумеется, администрацию налогов. Старые городовые области послужили
готовым основанием административного деления земли. В подчинённых городовых
областях по городам Чернигову, Смоленску и др. князья сажали своих наместников,
посадников, которыми были либо их наёмные дружинники, либо собственные
сыновья и родственники. Эти наместники имели свои дружины, особые вооружённые
отряды, действовали довольно независимо, стояли лишь в слабой связи с
государственным центром, с Киевом, были такие же конинги, как и князь
киевский, который считался только старшим между ними и в этом смысле назывался
"великим князем русским" в отличие от князей местных, наместников.
Для увеличения важности киевского князя и эти наместники его в дипломатических
документах величались "великими князьями". Так, по предварительному
договору с греками 907 г. Олег потребовал "укладов" на русские
города Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и другие города,
"по тем бо городом седяху велиции князи, под Олгом суще". Это
были ещё варяжские княжества, только союзные с киевским: князь сохранял
тогда прежнее военно-дружинное значение, не успев ещё получить значения
династического. Генеалогическое пререкание, какое затеял под Киевом Олег,
упрекая Аскольда и Дира за то, что они княжили в Киеве, не будучи князьями,
"ни рода княжа", - притязание Олега, предупреждавшее ход событий,
а ещё вероятнее - такое же домышление самого составителя летописного свода.
Некоторые из наместников, покорив То или другое племя, получали его от
киевского князя в управление с правом собирать с него дань в свою пользу,
подобно тому как на Западе в IX в. датские викинги, захватив ту или другую
приморскую область Империи Карла Великого, получали её от франкских королей
в лен, т. е. в кормление. Игорев воевода Свенельд, победив славянское
племя улучей, обитавшее по нижнему Днепру, получал в свою пользу дань
не только с этого племени, но и с древлян, так что его дружина, отроки,
жила богаче дружины самого Игоря.
|
|