Механизированная броня.
 

главная
Первая мировая
назад

 

 

В Англии
Первые проекты. Ответа на вопрос, как; какими средствами прорвать фронт, искали во всех воюющих армиях. Одним из первых попытался ответить на него английский полковник Свинтон, находившийся с начала войны во Франции.
20 октября 1914 года Свинтон обратился в военное министерство с предложением построить бронированную машину на гусеницах, использовав для этого американский трактор Холт. В своей докладной записке Свинтон наметил контуры новой машины и указал задачи, которые она сможет решать в войне.
Военное министерство отнеслось к этим проектам весьма осторожно. В феврале 1915 года оно организовало испытания гусеничных тракторов для проверки их проходимости. Тракторы не выдержали весьма суровых технических условий, которые были поставлены на испытаниях, и опыты прекратились.
"Большой Вилли". Одновременно работу по созданию танка вёл инженер Триттон совместно с представителем Комитета сухопутных кораблей лейтенантом Вильсоном. Осенью 1915 года они построили опытный образец танка. Недостатком его, как и всех предыдущих образцов, была малая ширина преодолеваемого рва. Эту задачу нельзя было решить, используя обычную тракторную гусеницу. Но к лету 1915 года было предложено придавать гусенице ромбовидную форму. Этим изобретением Мэкфи и Несфильда воспользовались Триттон и Вильсон. Они приняли также размещение вооружения в боковых полубашнях (спонсонах), предложенное Дейнкуртом, одним из работников Комитета, создававшим первые опытные образцы танков.
В январе 1916 года появилась новая машина "Большой Вилли", названная так в честь лейтенанта Вильсона. Эта машина и стала прототипом первого боевого английского танка "Марка I".
Таким образом изобретение танка не было результатом работы одного человека, а явилось плодом деятельности ряда людей, часто даже не связанных между собой.
2 февраля 1916 года в Хатфильдском парке, недалеко от Лондона, были произведены испытания "Большого Вилли". Строительство первого танка держалось в большом секрете. Все, кто соприкасался с новым военным изобретением, были обязаны хранить глубокую тайну. Но уже в начальный период постройки "Большого Вилли" потребовалось как-то назвать машину. По виду она походила на большую цистерну или бак. Ее хотели назвать "водовоз", но это могло вызвать улыбку. Свинтон, ставший к тому времени секретарём комитета имперской обороны и внимательно следивший за опытными работами, предложил несколько названий: "резервуар", "цистерна", "чан" (по-английски tank).
Во Франции
Примерно тогда же, когда Свинтон обратился в военное министерство со своим предложением, полковник Этьен, начальник артиллерии 6-й дивизии французской армии, написал главнокомандующему о том, что он считает целесообразным применить на фронте "бронированные повозки, обеспечивающие продвижение пехоты". Через год он повторил свое предложение: "Я считаю возможным, - писал он, - создание орудий с механической тягой, позволяющих перевозить через все препятствия и под огнём со скоростью, превосходящей 6 км в час, пехоту с оружием, амуницией и пушкой".
К письму Этьен приложил свой проект. Он хотел построить "сухопутный броненосец" весом 12 т на гусеничных цепях, вооруженный пулемётами и пушкой. Характерно, что даже название машины у англичан и французов было одинаковое. "Броненосец должен иметь скорость до 9 км/час, преодолевать окопы до 2 м шириной и разрушать неприятельские блиндажи.. Кроме того, машина сможет буксировать на подъемы до 20° семитонную бронированную повозку, в которую можно посадить команду из 20 человек с вооружением и амуницией".
У Этьена, так же как и у Свинтона, мысль о создании гусеничного танка возникла в результате наблюдения за работой трактора Холт.
Первые танки во Франции стала строить фирма Шнейдер. Вскоре затем заказ был передан "Обществу железоделательных и сталелитейных заводов", мастерские которого находились в Сен-Шамоне. Поэтому первые два французских танка получили название Шнейдер и Сен-Шамон.
В других странах
В других странах - США, Германии, Италии танки появились уже после того, как английские и французские машины прошли испытания на полях сражения первой мировой войны и были признаны всеми как новое мощное оружие современного боя.
Некоторые страны стали строить свои танки по образцу английских и французских: танки США являлись копией английского танка марки V и французского танка Рено; итальянские танки также представляли собой копию танка Рено.
В других странах разрабатывали свои конструкции, используя опыт танкостроения в Англии и Франции; Германия создала танк марки А-7, конструкции инженера Фольмера.
Бронированные автомобили.
Один из наиболее существенных бронированных автомобилей Первого периода Мировой войны был Остин. Строящийся в нескольких вариантах, Остин был основной бронированный автомобиль Российской Армии, тогда это был наиболее многочисленный автомобиль, используемый всеми сторонами в гражданской войне в России, главным образом Советами. В отличие от траншейной войны на Западном Фронте, условия на Востоке сделали возможныvb маневр, и бронированные автомобили стали играли гораздо более важную роль, сопоставимую танкам. Множество Остинов также использовалось Британцами, принимающими участие в боях 1918. Захваченным Austins использовались несколькими другими армиями.

Mk. I (Британия) 1916г. Конструктор лейтенант W. G. Wilson.
Танк не имел машинного отделения. Экипаж и двигатель находились в одном корпусе. Температура внутри танка поднималась до 50 градусов. Экипаж терял сознание от выхлопных газов и порохового дыма. Противогаз, или респиратор входили в стандартное снаряжение экипажа.
Четыре человека (один из которых был командиром танка) управляли танком. Командир управлял тормозной системой, два человека управляли движением гусениц. Из-за сильного шума команды передавались сигналами рук.
Сообщение между танком и командным пунктом осуществлялось голубиной почтой - для этого в спонсоне было специальное отверстие для голубя, или с донесением посылали одного из членов экипажа. Позднее начала применяться семафорная система.
Первое боевое применение состоялось 15 сентября 1916 года. 49 танков Mark I должны были прорвать германскую оборону под Сомме. Только 32 танка смогли начать движение. 9 танков добрались до германских позиций. Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадания снаряда.
После первого боя под Flers-Courcelette были внесены изменения в конструкцию танка. Новые версии получили наименования Mark II и Mark III. Mark III получил более мощную броню. Mark III производился в начале 1917 года. Использовался в первых линиях атаки в ноябре 1917 в битве при Комбраи.
После появления Mark IV, Mark I, Mark II и Mark III использовались в качестве учебных танков и для "специальных" нужд. Многие были переделаны в транспортные танки. В битве за Камбраи Mark I применялся в качестве командного танка - в одном из спонсонов устанавливалось оборудование для беспроводной связи. Имел две модификации Female и Male. Female был вооружен только пулеметами - вместо пушек два Vickers и четыре Hotchkiss.
Mark V Tank Британия
Разработан и производился в октябре 1917 г. фирмой Metropolitan Carriage and Waggon Company LTD. Сильно отличалася от предшественников. На нем установили четырехскоростную, планетарную коробку передач системы Вильсона и специальный танковый мотор "Рикардо". Отныне машиной управлял только водитель - обошлись без бортовых коробок передач. Отличительным признаком МkV стали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам, радиатор сблокировали о мотором. Рубку командира увеличили, а в корме разместили еще один пулемет. Первые МkV начали поступать в войска в мае 1918 года. Имел командирскую "башню". Входил в состав 310 танкового батальона армии США. Имел отделение для перевозки пехоты. Но из-за плохой вентиляции солдаты оказывались небоеспособны. Танк переделали для перевозки грузов и оборудования. После войны использовался в саперном варианте и в качестве мосто-укладчика. Оставался на вооружении армии Канады до начала 30-х годов. Экспериментальный вариант Mark D со "змеиными" траками. Использовался в армиях: Франции, США, Эстонии, Белоруссии, СССР, Германии.
Было произведено 400 экземпляров: 200 Male и 200 Female.
Для преодоления 3,5 метровых германских траншей Линии Гинденбурга был создан удлинённый вариант Mark V* (Star)- Tadpole Tail. Было построено 645 экземпляров из заказанных 500 Male и 200 Female. Вес Tadpole составлял 33 тонны (Male) и 32 тонны (Female). На версии Tadpole установили специальное отделение для перевозки пехоты. Это было первое применение бронетехники для доставки пехоты. Первое боевое применение - 8 августа 1918 в битве при Амьене.
Версия Mark V** (Star-Star) появилась в мае 1918. На Mark V** был установлен более мощный двигатель. Было построено 197 экземпляров из заказанных 750 Male и 150 Female.
SAINT-CHAMOND (Франция, 1917 год)
Производитель - фирма FAMH из города Сен-Шамон. Первые машины "Сен-Шамон" (образца 1916 г.) имели цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Крыша была плоская. Двигатель и динамо располагались в средней части корпуса, за ними - электромоторы. Ведущее колесо было в корме, там же находился и второй пост управления. Вооружение - 75-мм пушка специальной конструкции (из 400 было выпущено 165 танков с этой артсистемой), которая в дальнейшем была заменена полевой 75-мм пушкой "Шнейдер". Стрельба могла производиться в узком секторе прямо по курсу, так что перенос огня сопровождался поворотом всего танка. Для борьбы с пехотой по периметру корпуса располагались 4 пулемета. После первых испытаний в середине 1916 г. выявилась необходимость некоторых изменений. Бронелисты бортов, прикрывающие ходовую часть, сняли для улучшения проходимости. Гусеницы расширили с 32 до 41, а потом и до 50 см. В таком виде машина пошла в производство. В 1917 г. уже в ходе выпуска "Сен-Шамон" опять модифицировали: плоская крыша получила наклон к бортам, чтобы с нее скатывались вражеские ручные гранаты, вместо цилиндрических башенок поставили прямоугольные. Было также усилено бронирование - 17-мм бронелисты в отличие от предшествующих 15-мм не пробивались новыми германскими бронебойными пулями марки "К". Затем заменили и артсистему на полевую 75-мм пушку "Шнейдер". Концерн FAMH получил заказ на 400 машин. Выпуск прекращен в марте 1918 года. К концу войны в строю оставалось 72 танка.
A7V "Sturmpanzer" Германия
Поначалу немцы заимствовали английское название "Tank", затем появились "Paпzerwagen", "Panzerkraftwagen" и "Kampfwagen". А 22 сентября 1918 года, то есть незадолго до окончания войны, официально был утвержден термин "Sturmpanzerwagen". Германское командование рассматривало множество прототипов танков, и гусеничных, и колёсных. Базой танка стал австрийский трактор Holt, производимый по американской лицензии в Будапеште. Интересно, что Holt также был базой британских и французских тяжелых танков.
Первую удлиненную версию, оснащенную двумя двигателями Daimler мощностью 100 л.с. каждый, разработал Josef Vollmer. Первая демонстрация состоялась весной 1917 г. После испытаний в конструкцию танка были внесены некоторые изменения. Для уменьшения веса 30 мм. броню оставили только в носовой части (изначально 30 мм. броня предполагалась по всему корпусу), в других частях толщина брони варьировалась от 15 до 20 мм.Толщина и качество брони позволяли противостоять бронебойным винтовочным пулям (типа французской 7-мм АРХ) на дальностях от 5 м и больше, а также осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии. Командир машины размещался на верхней площадке слева; справа и чуть позади него - механик-водитель. Верхняя площадка находилась на высоте 1,6 м над полом. Артиллеристы и пулеметчики размещались по периметру корпуса. Входившие в состав экипажа два механика располагались на сиденьях спереди и сзади от двигателей и должны были следить за их работой. Для посадки и высадки экипажа служили откидные двери в правом бортy - впереди и в левом - сзади. Под дверью снаружи приклепывались две узкие стyпеньки. Внутри корпуса на верхнюю площадку вели две лестницы - спереди и сзади. Пушка имела длину ствола 26 калибров, длину отката 150 мм, наибольшую дальность стрельбы 6400 м. В боекомплект, кроме 100 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами, входили 40 бронебойных и 40 картечных. Осколочно-фугасные снаряды имели взрыватель с замедлителем и могли использоваться против полевых укреплений. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 487 м/с, бронепробиваемость - 20 мм на дальности 1000 м и 15 мм на 2000 м. A7V первой постройки кроме корпусов отличались и типом установки орудия.Стандартные 7,92-мм пулеметы MG.08 (системы Максима) крепились на вертлюжных установках с полуцилиндрическими масками и винтовыми механизмами вертикального наведения. Угол горизонтального наведения пулемета составлял ± 45°.
Было заказано 100 машин. К октябрю 1917 г. было изготовлено 20 танков.
Первый танковый бой межу A7V и британской самкой MarkIV состоялся 21 марта 1918г. под Сант Этьеном. Бой показал полное превосходство A7V, оснащенного 57 мм. пушкой на британским танком, оснащенным только пулемётами. Центральное расположение пушки у A7V также оказалось более выгодным, чем расположение пушек в боковых спонсонах британских танков. К тому же танк обладал лучшим соотношением мощность/вес.
Однако, A7V оказался менее успешной боевой машиной. Он плохо преодолевал траншеи, имел высокий центр тяжести и клиренс всего 20 см.
Renault FT 17 (Франция 1917 г.)
Первый легкий танк. Производились на заводах Berliet.
Несколько слов о конструкции танка. Он имел корпус простой формы, собиравшийся на каркасе из уголков и фасонных деталей. Ходовая часть состояла из четырех тележек — одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска — блокированная, налистовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный «хвост» на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения. Во время марша на хвосте мог располагаться полезный груз или 2—3 пехотинца. На танке был установлен карбюраторный двигатель «Рено». Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще запасной). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции, вращалась вручную. Боеукладка снарядов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей) или патронов (4800 штук) располагалась на днище и стенках боевого отделения. Помимо сложной и трудоемкой при изготовлении литой башни, выпускалась клепаная, восьмигранная.

Легкий танк «Фиат-3000»:аналог Renault FT 17
1 — 6,5-мм спаренный пулемет «Фиат» обр. 1929 года, 2 — направляющее колесо, 3 — ведущее колесо, 4 — домкрат, 5 — «хвост», 6 — люк водителя, 7 — двухстворчатый башенный люк, 8 — глушители, 9 — педаль тормоза, 10 — стеллажи для боекомплекта, 11 — двигатель, 12 — радиатор, 13 — бензобак, 14 — 37-мм пушка, 15 — фальшборт.

Боевая масса — 5,5 т, экипаж — 2 чел., двигатель — «Фиат», 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 50 л. с. при 1700 об/мин, скорость — 24 км/ч, запас хода — 95 км.
Вооружение: два пулемета 6,5 мм, боекомплект — 2000 патронов.
Толщина брони—6—16 мм

С самого начала выпуска FT-17 производился в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском («радиотанк» TSF) и огневой поддержки («Рено» BS) с 75-мм пушкой в открытой сверху и невращающейся башне. Впрочем, последним в боях поучаствовать не довелось — ни один из 600 заказанных танков не был выпущен до конца войны.
Выпущено 1025 машин.
Танк выпускался по лицензии в США под названием Ford Two Man. В Италии под названием FIAT 3000.
В 1919 году один экземпляр был захвачен красноармейцами и послан Ленину. Тот отдал соответствующее распоряжение — и на заводе Красное Сормово танк тщательно скопировали и выпустили с двигателем АМО и броней Ижорского завода под именем "Борец за свободу товарищ Ленин". Правда, в пути некоторые детали и агрегаты были утеряны, поэтому, к примеру, коробку передач пришлось конструировать заново.
Задачу удалось выполнить, но лишь отчасти: было построено всего 15 экземпляров, причем, по заключению одной из комиссий, они были "неудовлетворительны по качеству, неудобны по владению оружием, частично совершенно невооружены".

Austin сентябре 1914
В Бирмингем, построил новый бронированный автомобиль, специально под Российские требования. Это был вооруженый двумя пулеметами в независимых башенках, помещено рядом с друг другом, с обеих сторон корпуса. Российская Армия заказала 48 автомобилей, и они были произведены к концу 1914. Транспортное средство использовало шасси с двигателем НА 30 Л.С. и управляемой тыловой осью. После первого боевого опыта, все транспортные средства были полностью восстановлены, изменяя всю броню на новую, более толстую 7mm броню. Форма брони осталась той же. С новой более тяжелой броней, двигатель и шасси оказались слишком слабы. Автомобиль мог фактически ехать только по дорогам. Несмотря на эти недостатки, строительство автомобиля рассматривалось первоочередное. Все другие бронированные автомобили, купленные Русскими за границей были оценены хуже, или даже бесполезными. Это предлагает, что строительство Остина, должно быть действительно succesfull, чтобы выиграть Российское признание, несмотря на ошибки.
Российское правительство заказало следующую партию 60 улучшенных транспортных средств. Были поставлены с августа 1915. Они использовали более сильное 1.5t шасси с двигателем НА 50 Л.С., и имели более толстую броню, которая не нуждалась в дальнейшем усовершенствовании. Корпус был сокращен, и новая форма крыши выше водителя не ограничивала горизонтальный угол огня.
С другой стороны, удаление тыловой двери доступа корпуса был недостаток, делая более трудный доступ, через только одну дверь. Также после боевого опыта, признано, что бронированные автомобили должны быть оснащены вторым постом водителя для движения назад. Поэтому, скоро после их прибытия в Россию все транспортные средства были изменены. Видимое изменение было дополнение тылового 'приложения'. 'Приложение' разместил пост тылового водителя, и также имел дополнительные двери. Некоторые автомобили были оборудованы фарой на крыше, в бронированном покрытии.
21 декабря 1914 в России начали формировать из " автомобильные взводы МГ ". Первоначально, каждый взвод состоял из трех бронированных автомобилей Остин, с поддержкой 4 грузовиков, передвижного цеха, грузовика танкера и 4 мотоциклов, один с коляской. Команда взвода была приблизительно 50 человек.Дальнейшие взводы сформировались с 1915 весны, представил новую организацию , с двумя Аустинами и один вооруженный оружием автомобилем (Garford с мая 1915 или Lanchester с 1916 весны). Восемь уже существующих взводов получили дополнительные Garford трем Аустины.
Получив боевой опыт с английскими Аустинами, Пулковский завод в Санкт-Петербурге разработал собственный, улучшенный тип бронированного корпуса, с более толстой броней. Существенная особенность были башенки, помещенные, по диагонали чтобы уменьшать ширину автомобиля. Автоматы могли также быть подняты для зенитного огня.
Первый был поставлен с задержкой, в январе 1917. В течение следующих месяцев, работа шла очень медленно, из-за хаоса в стране. Наконец, когда производство было перемещено нв Ижевский завод, 33 бронированных автомобилей были построены 1919- 1920.
Эти автомобили называли в России как " Putilovskiy Ostin ", или "Ostin-Putilovets", в то время как наиболее общее название(имя) в Западных источниках: Putilov. Эти названия не использовались ни в каких Российских документах относительно того времени, хотя в 1918-21 назывались только: " Russkiy Ostin " (Русский Остин).

 
   
Hosted by uCoz