|
Ми-8 «Hip»
В октябре 1963 года начал проходить испытания второй вариант с пятилопастным
несущим винтом, который в конце 1965 года был принят в серийное производство.
Лопасти несущего винта цельнометаллические. Они состоят из полого лонжерона,
спрессованного из алюминиевого сплава. Все лопасти несущего винта оснащены
пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. В системе управления
используются мощные гидроусилители. Ми-8 оборудован противообледенительной
системой, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах.
Система внешней подвески вертолета позволяет перевозить грузы массой до
3000 кг. При отказе одного из двигателей в полете, другой двигатель автоматически
выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется
без снижения высоты. Ми-8 оборудован автопилотом, обеспечивающим стабилизацию
крена, тангажа и рыскания, а также постоянную высоту полета. Навигационно-пилотажные
приборы и радиосредства, которыми оснащен вертолет, позволяют совершать
полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Военный вариант
Ми-8Т имеет пилоны для подвески вооружения (НУР, бомбы). Следующая военная
модификация Ми-8ТВ имеет усиленные пилоны для подвески большого количества
вооружения, а также пулеметную установку в носовой части кабины. За счет
перестановки РВ на левую сторону была увеличена его эффективность. Ми-8МТ
- последняя модификация вертолета, которая явилась логическим завершением
перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. Установлены
более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной
установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники.
Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания
горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных
инфракрасных сигналов. В 1979-1988 гг. вертолет Ми-8МТ принимал участие
в военном конфликте в Афганистане.
Ми-24
«Hind»
В 1969 году опытный экземпляр нового вертолета впервые поднялся в воздух,
а в 1971 году начал поступать в части. Машина получилась удачной. Вплоть
до конца семидесятых годов это был самый эффективный и самый мощный боевой
вертолет в мире. А еще - лучше всех других бронированный и самый скоростной.
На одном из вариантов Ми-24 был установлен абсолютный рекорд скорости
- 367 км/ч, продержавшийся около 10 лет. Принципиальным отличием Ми-24
от западных машин была кабина для отделения мотострелков (8 человек).
Первоначально экипаж Ми-24 включал двух человек: летчика и оператора оружия.
Теперь в экипаже трое: летчик, летчик-оператор и борттехник, размещающийся
в десантной кабине. Вертолет непрерывно дорабатывался, модернизировался.
В том числе по линии ракетного вооружения. Вначале Ми-24 вооружали четырьмя
дозвуковыми противотанковыми ракетами «Фаланга» с ручным управлением (позднее
с полуавтоматической системой управления). Сейчас на машине - сверхзвуковые
противотанковые ракеты «Штурм». Менялось стрелковое вооружение. Первые
Ми-24 располагали одноствольным пулеметом. Затем четырехствольным вращающимся
блоком 12,7-мм пулеметов. Теперь на них устанавливается 30-мм пушка 2А42
на подвижной установке. В четырех подвесных блоках размещаются 128 неуправляемых
ракет C-5 С-5М,С-50М или 80 С-8БМ, С-8ДМ, С-8КОМ, С-80М. Вести огонь можно
залпом и одиночными пусками. Возможна подвеска блоков с пулеметами или
гранатометами, а также 2 или 4 авиабомбами общим весом 500 кг. Ми-24 оборудован
специальными системами защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения.
Ми-24 способен решать самые разнообразные задачи: уничтожать танки противника,
штурмовать его огневые позиции и опорные пункты, сопровождать транспортно-десантные
вертолеты и вести воздушный бой, корректировать огонь артиллерии, забрасывать
в тыл противника небольшие десантные подразделения и разведгруппы, вести
радиационную и химическую разведку, эвакуировать с поля боя раненых. Модификация
Ми-24, вертолет Ми-35, широко экспортировался за рубеж. Он испытан в многих
войнах и военных конфликтах (Афганистан, Ирак, Ангола, Мозамбик, Сирия,
Ливия, Йемен, Эфиопия), где зарекомендовал себя надежным средством огневой
поддержки сухопутных войск. Выпуск Ми-24 прекращен, но он еще надолго
останется в строю.
Ми-28
«Havoc»
Первый полет Ми-28 выполнил в декабре 1982 года. Новая машина сразу же
показала себя, как мощное боевое средство для поиска и уничтожения различной
боевой техники и, в первую очередь, танков, БМП. Специалисты считают,
что по боевой эффективности Ми-28 превосходит зарубежные боевые вертолеты,
в том числе и широко известный американский АН- 64 «Апач». Вертолет вооружен
З0-мм автоматической пушкой 2А42, аналогичной той, что устанавливается
на боевых машинах пехоты. Она имеет два темпа стрельбы - 800 и 300 снарядов
в минуту. Причем, снаряды унифицированы с сухопутными. Кроме пушки, в
арсенале Ми-28 ПТУР «Штурм» или «Атака» и четыре блока неуправляемых ракет
калибра 80 и 122 мм. На четырех точках подвески могут крепиться контейнеры
с гранатометами, пушками калибра 23 мм, а также бомбы калибром до 500
кг и другие боеприпасы. Вертолет оснащен приспособлением для постановки
мин. Поиск, распознавание цели и наведение оружия осуществляются с помощью
комбинированной оптико-прицельной станции. Она имеет два оптических и
один оптико- телевизионный канал (соответственно с трех, тринадцати и
двадцатикратным увеличением).Важно заметить, что прицел и пушка работают
синхронно. Их подвижность по азимуту ± 110 , по углу места +13 - 40 .
Применяет управляемое оружие штурман-оператор, который располагается в
передней кабине. Командир экипажа обеспечивает пилотирование винтокрылой
машины на предельно малой высоте (преимущественно 5-15 метров) и ведет
огонь из неуправляемого оружия. При необходимости летчик также может управлять
прицелом и пушкой. Для этого имеется специальная нашлемная система целеуказания,
которая обеспечивает поворот пушки в ту сторону, куда смотрит пилот. Важное
достоинство Ми-28 - его высокая боевая живучесть. По этому показателю
с ним не может соперничать ни один вертолет мира. Это единственный вертолет,
имеющий полностью бронированную пилотскую кабину. Остекление кабины выдерживает
прямое попадание пуль калибром до 12,7 мм, а также осколков снарядов.
На Ми-28 широко применено экранирование жизненно важных элементов менее
важными. Двигатели, например, разнесены так, что между ними уместился
главный редуктор. Лопасти несущего и хвостового винтов выполнены полностью
из композиционных материалов, отличающихся высокой остаточной прочностью
при повреждениях, многие агрегаты и системы вертолета дублированы. На
машине применена оригинальная и надежная система пассивной защиты экипажа,
обеспечивающая выживание летчикам при возникновении аварийной ситуации
на малой и предельно малой высотах, при ударе о землю с вертикальной скоростью
до 12 м/сек. Ее основу составляет неубирающееся в полете шасси с двухкамерной
амортизационной стойкой, энергопоглощающие кресла. Если аварийная ситуация
возникла на большой высоте, летчики могут покинуть машину с парашютом.
Благодаря тому, что на Ми-28 имеется специальный технический отсек, в
котором легко размещаются два человека, он может использоваться для эвакуации
с поля боя экипажа сбитого вертолета Видео
(полет)
Ка-52 "Аллигатор"
Первый экземпляр Ка-52 был практически подготовлен для начала летных испытаний
к декабрю 1996 г. Что же представляет собой двухместная модификация "Черной
акулы". По заявлениям разработчиков, на 85% Ка-52 унифицирован с
серийным Ка-50. Видео
(полет) От него "Аллигатор" унаследовал без изменений силовую
установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси. Конструкция средней
и хвостовой частей фюзеляжа также не претерпела изменений. Главное отличие
- новая передняя часть с двухместной кабиной Пилоты размещаются рядом
на катапультируемых креслах К-37-800, таких же, как на Ка-50 В кабину
экипаж попадает через откидывающиеся вверх створки фонаря Рычаги управления
вертолетом есть как на левом месте, так и на правом. Что касается летных
характеристик двухместного варианта, то вполне понятно, что они несколько
ухудшились по сравнению с Ка-50. Оборудование рабочего места правого летчика
и размещение ряда новых систем привели к увеличению нормальной взлетной
массы с 9800 до 10400 кг, что при сохранении прежней силовой установки
(два двигателя ТВЗ-117ВМА взлетной мощностью по 2200 л.с.) повлекло уменьшение
статического потолка с 4000 до 3600 м, а динамического - с 5500 до 5000
м. Несколько снизились вертикальная скороподъемность (с 10 до 8 м/с на
высоте 2500 м) и максимально допустимая перегрузка (с 3,5 до 3,0). Максимальная
скорость в горизонтальном полете составит 300 км/ч (вместо 315 км/ч),
но в полете со снижением останется на уровне 350 км/ч. Не изменится и
дальность полета (с полной заправкой внутренних баков - 520 км, в перегоночном
варианте - 1200 км). Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного
вертолета (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и
боекомплектом 460 патронов, ПТУР "Вихрь" с лазерной лучевой
системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры
и другое оружие общей массой до 2000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать
на борт управляемые ракеты класса "воздух-воздух" ближнего боя
Р-73 и "Игла-В". В перспективе планируется применение и управляемых
ракет класса "воздух-поверхность". ПТУР "Вихрь", разработанные
тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную
боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т.п.) на
дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм.
Ракеты Р-73 с всера-курсной пассивной тепловой головкой самонаведения,
разработанные в ГосМКБ "Вымпел", имеют стартовую массу 105 кг,
стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных
целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12 и скоростью
до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км. Ракеты "Игла-В",
созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного
ракетного комплекса сухопутных войск "Игла-1", имеют всеракурсную
двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой
части - 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от
О (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска
от 800 до 5200 м.
Перспективный многоцелевой вертолет Ка-60
Ка-60 предназначен для использования вертолетными подразделениями авиации
сухопутных войск в целях решения транспортных, поисково-спасательных,
разведывательных и других задач, возникающих в ходе боевых действий. После
установки соответствующей аппаратуры он может быть использован для радиоэлектронной
борьбы и выполнения специальных операций, требующих повышенной скрытности
и автономной навигации. На базе вертолета Ка-60 создан его гражданский
вариант Ка-62. Для обеспечения возможности использования вертолета в любое
время суток и в сложных метеорологических условиях вертолет оборудован
современным пилотажно-навигационным комплексом, включающим в себя бортовую
РЛС и систему ночного видения. Необходимая пилотажная и навигационная
информация выводится на два многофункциональных индикатора, установленных
в кабине летчиков. На вертолете установлены два газотурбинных двигателя
РД-600 взлетной мощностью 1300 л.с. Этой мощности достаточно для того,
чтобы при одном работающем двигателе не только продолжать горизонтальный
полет, но и выполнять и взлет, и набор высоты. На двигателях установлены
пылезащитные устройства, а также устройства, снижающие их инфракрасное
излучение. Запас топлива (1100 л) размещается в четырех мягких баках,
установленных под полом кабины.
|
|