Вертолеты
 

главная
назад

 

 

России (СССР)
США
НАТО и др.страны

ВЕРТОЛЁТ (В.) представляет собой летательный аппарат, являющийся тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила и поступательное движение обеспечиваются одним или несколькими несущими винтами (иногда в сочетании с небольшим крылом). Идея создания вертолета принадлежит Леонардо да Винчи, который составил чертеж аппарата подобной конструкции. Однако его проекты не могли осуществиться, потому что Леонардо не предусматривал иных двигателей для своих аппаратов, чем мускульная сила человека или сила пружины. Построение первой летающей модели В. (с приводом от пружины) было осуществлено в 1754 г. М.В. Ломоносовым , доказав тем самым саму возможность полёта такого аппарата. Во второй половине 19 века многие ученые также пытались решить эту проблему. В 1910 г. Б.Н. Юрьев впервые в России спроектировал В . Однако, несмотря на обилие опытных конструкций, вплоть до 1930 г. не удавалось сконструировать надежно летающий аппарат. В нашей стране в 1930 г. группой работников Центрального аэродинамического института (ЦАГИ) был построен одновинтовой одноместный вертолет 1-ЭА. На нем была достигнута высота 605 м. В 1941 г. конструкторы И.П. Братухин и Б.Н. Юрьев создали уже двухвинтовую конструкцию. Серийное производство В. в нашей стране было начато в 1951 г. выпуском трехместного Ми-1.
Вертолеты, в зависимости от их назначения и тактико-технических характеристик, в вооруженных силах различных стран служат следующим целям: для доставки войск, военной техники, высадки воздушных десантов, поражения наземных целей, борьбы с подводными лодками, траления морских мин, эвакуации с поля боя раненых, прокладки линий связи, для ведения радиационной и инженерной разведки, корректирования артиллерийского огня, обеспечения связи командования и для иных (мирных и военных) целей. В. способны совершать вертикальный взлёт и посадку, перемещаться в различных направлениях (вперед, вниз или вбок), висеть над заданной точкой. Наиболее распространены три схемы конструкции В.: одновинтовые (которые имеют помимо одного несущего хвостовой винт для уравновешивания реактивного момента); двухвинтовые (с двумя несущими винтами, расположенными на одной геометрической оси и вращающимися в противоположных направлениях для взаимного уравновешивания реактивных моментов) ; двухвинтовые продольной схемы ( у них несущие винты расположены в передней и задней частях фюзеляжа и вращаются в противоположных направлениях). В. любой схемы состоит из фюзеляжа с шасси, несущей винтовой системы, хвостового винта (у одновинтовых вертолётов), трансмиссии, двигательной установки, систем, обеспечивающих работу двигательной установки (топливная, масляная и другие), систем управления вертолётом и двигателями, электро- и радиоэлектронного оборудования. Большинство В. имеют несущие винты с шарнирной подвеской лопастей, что позволяет уменьшать вибрацию и управлять В., изменяя углы установки (шаг) лопастей.
В нашей стране серийное производство В. ознаменовалось в 1951 г. выпуском трёхместного Ми-1, разработанного под руководством Миля. В 1954 г. появился Ми-4, в 1958 г. - Ми-6 с грузоподъёмностью более 6 т, в 1965 г. - Ми- 10. С 1953 по 1968 г. г. было налажено производство двухвинтовых В. ( Ка-15, Ка-18, Ка-26), созданных коллективом, руководимым Камовым. В 1968 г. был выпущен один из самых грузоподъёмных В.— В-12 (конструкции Миля). Известен также В. конструкции А. С. Яковлева Як-24. Впервые в военных целях В. были использованы американскими войсками во время войны в Корее (1950 - 1953 г. г.). Они применялись для поиска пилотов сбитых самолетов, эвакуации раненых. Затем во время войны в Алжире в конце 50-х — начале 60-х г. г. они использовались французскими войсками для разведки и переброски небольших подразделений войск . Попытка создания в 1954 г. модели 204 фирмы "Белл" ( была получена на вооружение армией США в 1956 г.) ознаменовалась появлением первых трех вертолетов ХН-40. Эта модель стала базовой не только для легких многоцелевых В. типа UH-1, но и для многоцелевых 214 и боевых В. АН-1 "Хью-Кобра". С этого времени было создано несколько модификаций "Хью", в частности: HU- IA (1959), "В" (1961), UH-ID/E (1963), "F" (1974), "H" (1967), "N" (1969), а также 214В (1975), 214ST (1976), 412 (1981).
Вооружение В. огневой поддержки "Хью" все съемное. Для его установки на аппаратах предусмотрено до пяти встроенных и двух навесных точек крепления. Встроенные точки расположены по две по бокам ниже дверей кабины и одна — в носовой части фюзеляжа. Навесные размещены в дверных проемах задней кабины. На всех точках крепления могут устанавливаться пулеметы калибра 7,62 (12,7) мм или гранатометы. При этом оружие неподвижно крепится на боковых точках, а подвижно — на турельной установке в носовой части фюзеляжа, а также на цапфах в дверных проемах. Во время войны во Вьетнаме (в конце 60-х — начале 70-х г. г.) армией США были применены различные виды В., такие, как, например: UH-IB (вооруженные двумя пулеметами "Миниган" калибра 7,62 мм на боковых установках с боекомплектом 6000 патронов или вместо них два контейнера по семь неуправляемых ракет калибра 70 мм), UH-ID ( у них предусматривалась подвеска на боковых установках контейнеров с пулеметом МЗ калибра 12,7 мм с боекомплектом по 750 патронов или двух контейнеров по 24 НУР калибра 70 мм в каждом. Кроме того, возможна также установка шести противотанковых управляемых по проводам ракет типа SS-11), UH-IH (как дополнение к вооружению UH-IB предусматривалась возможность установки системы минирования М56 с двумя кассетами по 80 мин. типа ХМ-34, а также бомбовых кассет объемного взрыва). США использовали В. не только в качестве транспортного средства для переброски войск, но и в боевом качестве. Боевые В. показали высокую эффективность при действиях в джунглях, в горах и других сложных условиях. Вместе с тем выявилась большая уязвимость В. от средств ПВО и огня стрелкового оружия и необходимость их частичного бронирования. В 60-х г. г. в ряде стран начали создаваться боевые В., предназначенные для поражения с воздуха огневых средств, открыто расположенной живой силы и техники. Они получили название «вертолеты огневой поддержки».
В 80-х — 90-х г. г. в период локальных войн наряду с транспортными В. были использованы и боевые. Опыт применения данных В. показал, они не отвечают соответствующим требованиям, что обосновало создание специализированных боевых ударных В., которые по сравнению с многоцелевыми имеют лучшие скоростные и маневренные характеристики, повышенную живучесть, могут оснащаться соответствующим прицельно- навигационным оборудованием и разнообразным вооружением. Их фюзеляжи выполнены с учетом обеспечения удобства работы членов экипажа, размещающихся по схеме "тандем", а небольшие размеры затрудняют обнаружение противником. Хотя на перевозку личного состава и грузов они не рассчитаны, однако во многих странах на данным момент многоцелевые В. используются в качестве боевых, оснащенные соответствующим вооружением и прицельным оборудованием. Большое внимание в последние годы уделяется созданию боевых вертолетов, способных нести на борту различное вооружение, включая противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), неуправляемые авиационные ракеты (НАР) и стрелково-пушечное вооружение. На современном этапе дальнейшего наращивания боевых возможностей сухопутных войск В. отводится значительное место. Служа для таких целей, как борьба с танками, другой бронированной техникой, обеспечение огневой поддержки сухопутных войск, ведя радиоэлектронную борьбу и воздушную разведку, наблюдение и связь, высадку десанта, осуществляя переброску личного состава, техники и предметов снабжения, эвакуацию раненых, производятся и продолжают разрабатываться В. различных типов: боевые ударные, многоцелевые, разведывательные и транспортно-десантные. В нашей энциклопедии предлагаем Вашему вниманию следующие образцы В.:
--боевые В.Lynx III, A-129 «Mangusta», Ми-28, Ka-50, Ka-52, Ми-24 «Hind», AH-1«Hue Cobra», AH-1G «Hue Cobra», AH-1J «Sea Cobra», AH-1Q «Hue Cobra», AH-1S «Cobra-Tow», AH-1W «Super Cobra», AH-64 «Apach», РАН-2 «Tiger»
--многоцелевые В. WG.13 «Lynx», Ka-27 «Helix- C», Ka-32 «Helix-C», Ми-8МТ «Hip», UH-1 «Huey», UH-60 «Black Hawk», Bо.105
--разведывательные В.OH-58D «Kaiowa Warrior»,RAH-66 «Comanche»
--транспортно-боевые и транспортно-десантные В. AS-332 «Super Puma», Ka-29 «Helix-C», Ми-26 «Halo», Ми-8 «Hip», CH-47 «Chinook», CH-53E «Super Stellion», CH-53А «Stellion»
поисково-спасательный В. HH-60A «Night Hawk»

 
   
Hosted by uCoz