|
1стр. 2стр. 3стр.
4стр. 5стр. 6стр.
Толедское государство (601-711 гг).
I.
Последовавшее за правлением Реккареда столетие отмечено растущей внешнеполитической
изоляцией вестготского государства. Этот процесс был обусловлен внутренней
слабостью франкской державы, более не способной на какие- либо серьезные
действия и одновременно переставшей представлять интерес в качестве партнера
как дружественных, так и враждебных отношений. Не было у вестготов точек
соприкосновения и с королевством лангобардов, непосредственные контакты
с которым засвидетельствованы лишь в начале VII века. Византия была занята
тяжелой борьбой с Персией, а начиная с 632 г., с арабами и больше не была
в состоянии активно вмешиваться в события, происходившие в западном Средиземноморье.
Изолированность отражена и в исторических источниках того времени. В не-испанских
источниках вестготское королевство, выпавшее из поля зрения франков и
византийцев, почти не упоминается (Messmer, Hispania-Idee, S. 79). И с
другой стороны, вестготские хронисты почти не интересовались событиями,
случавшимися за пределами их страны. Сын Реккареда Лиува II, взошедший
на престол в возрасте 18 лет, уже в 603 г. пал жертвой заговора, во главе
которого стоял Виттерих. Нам ничего не известно о государственной деятельности
молодого короля. Виттерих, взявший в свои руки бразды правления после
Лиувы, судя по сообщениям источников, был способным военачальником. Он
предпринимал многочисленные, хотя и безрезультатные походы против византийцев
(Isidor, HG 38. Следует отказаться от широко распространенной точки зрения,
согласно которой Виттерих был королем ариан и благоволил арианской церкви
(например, Historia de Espana, S. 112). Арианской церкви в то время уже
не существовало). Союз с Теудерихом II, скрепленный браком франкского
короля с дочерью короля вестготского, который должен был способствовать
обеспечению мира в Септимании, закончился скандалом. Теудерих II после
годичного брака отослал Эрменберту, дочь Виттериха, к отцу, но удержал
у себя ее богатое приданое (Fredegar, 4, 30). Разрыв произошел по настоянию
Брунхильды, хотя ее мотивы так и остались нам неизвестны. Теперь Виттерих
вступил в союз с Хлотарем II и его братом Теудебертом II; когда в этот
альянс, направленный против Теудериха II, вступил еще и король лангобардов
Агилольф, судьба повелителя бургундской части франкской державы, казалось,
была решена; но по непонятным причинам планы союзников так никогда и не
были приведены в исполнение. Виттерих также был убит. Гундемар, принявший
корону в феврале 610 г., победил басков и византийцев. Он твердо поддерживал
союзнические отношения с Теудебертом II и посылал своему союзнику установленные
по договору субсидии под охраной графа Булгара, тем более что до него
доходили слухи, будто Теудерих II и Брунхильда призвали к себе на помощь
аваров, чтобы натравить их на Теудеберта (Ep. Visig. 11-12). Раздоры внутри
франкского королевского рода, в которые дипломатическим способом вмешался
Гундемар, утихли только после смерти короля вестготов, завершившись поражением
Брунхильды и восстановлением государственного единства. Управление всей
франкской державой сосредоточил с своих руках Хлотарь II.
Преемником Гундемара, умершего в 612 г., стал Сисебут, решительно продолживший
политику своего предшественника. На севере он подчинил астурийцев, которые
до тех пор, возможно, находились под верховной властью франков (Isidor,
HG, 38). Сисебут также победил рукконов, совершенно неизвестный народ,
область поселений которого не поддается локализации. Впрочем, гораздо
важнее были успешные войны с византийцами. Император Ираклий был не в
состоянии помочь войсками своему наместнику Цезарию. Таким образом, в
615 г. по просьбе Цезария начались мирные переговоры. Переписка с Сисебутом,
частично дошедшая до нас, велась обеими сторонами в самых любезных тонах
и вежливых выражениях (Ep. Visig. 3-6. Ср. Stroheker, S. 222). Условия
мирного договора не сохранились, но византийцы потеряли по крайней мере
Малагу. Во внутриполитической сфере Сисебут продолжил антииудейскую политику
Реккареда. Так как евреи после перехода вестготов в ортодоксальное вероисповедание
оставались единственной закрытой не-христианской группой населения, последовательная
политика консолидации страны требовала их ассимиляции. Сисебут пытался
обратить их силой, и Исидор Севильский неодобрительно замечает по этому
поводу: "Он принуждал силой тех, кого должен был бы привлекать силой
убеждения, присущей нашей вере." Образ действий Сисебута, возможно,
следует связывать с антииудейскими мерами императора Ираклия. Немногим
позднее против приверженцев веры Моисея выступил король Дагоберт I в государстве
франков. К тому времени борьба с синагогами приняла общеевропейский размах.
Впрочем, если спустя некоторое время остальные государства вернулись на
позиции большей веротерпимости, антииудейское законодательство вестготов
ужесточалось вплоть до самого падения их державы.
Сисебут был образованным правителем и даже занимался писательской деятельностью.
Так, он написал на несколько вычурной латыни "Житие епископа Дезидерия
Валенсийского", убитого в 606 или 607 г., так как он имел несчастье
принадлежать к числу политических противников королевы Брунхильды. Исидору
Севильскому, величайшему ученому своего государства, Сисебут посвятил
стихотворение, в котором он жаловался на тяготы своего положения правителя
и восхвалял радости спокойной жизни ученого (W. Stach, Koenig Sisebut,
ein Maezen des isidorianischen Zeitalters, Die Antike 19, 1943, S. 63-76).
В отличие от папы Григория Великого, который порицал епископа Дезидерия
за то, что тот выступал в защиту риторического образования, именно по
этой причине его хвалит вестготский король, приверженец античной традиции
образования. В. Штах указал, что, возможно, своим меценатством Сисебут
преследовал определенные культурно-политические цели, стремясь к укреплению
единства государства и в этом отношении. Сисебуту, умершему в 621 г.,
наследовал его юный сын Реккаред II, который умер через несколько дней
после отца. Его преемник Свинтила был возведен Сисебутом в ранг герцога
и воевал с византийцами. Похоже, их изгнание было первоочередной задачей
нового короля. После поражений двух наместников византийцы потеряли свои
последние владения в Испании. Войны, в ходе которых была разрушена Картахена,
скорее всего, завершились около 625 г. Таким образом, Свинтила стал, по
словам Исидора, первым королем, "властвовавшим над всей Испанией
по эту сторону от Гибралтарского пролива." Вестготское королевство
обрело границы, не претерпевшие никаких изменений до самого крушения.
Сразу после королевской инаугурации баски совершили набег на Тарраконскую
Испанию. Свинтила успешно воевал с ними и вынудил их построить город (или
крепость) под названием Ологикус (Олита, пров. Наварра?), в который был
поставлен вестготский гарнизон.
Свинтила назначил соправителем своего сына Рикимера, еще не ывшедшего
из детского возраста, но надеждам Исидора на то, что он будет счастливо
править после долгого правления своего отца, не суждено было сбыться:
Рикимер вскоре умер. Свинтила был свергнут с престола, когда против него
выступила группировка знати под руководством Сисенанда, призвавшая на
помощь франков. Они напали на Свинтилу под Сарагосой. Король вестготов
был брошен своими сторонниками на произвол судьбы, от него отвернулся
даже его брат Гейла. Свинтилу вынудили отречься, но все же избранный новым
королем Сисенанд сохранил ему жизнь (Fredegar, 4, 73). Тем не менее вестготы
отказались заплатить королю франков условленное вознаграждение - золотую
чашу весом в 500 фунтов - и заменили ее на 200000 солидов; по тем временам
это была очень большая сумма.
Причины восстания знати остаются неизвестными. Четвертый Толедский собор
обвинил свергнутого короля в жадности; якобы он и его семья обогащались
за счет бедняков, что, конечно, не соответствует действительности, так
как Исидор восхвалял щедрость Свинтилы по отношению к представителям низших
классов (Isidor, HG, 62). Сисенанд был вынужден бороться со значительными
внутриполитическими проблемами. Против него поднял мятеж некий Иудила,
как мы знаем по монетам, отчеканенным этим претендентом на престол. Так
как монеты были отчеканены в Гранаде и Мериде, мы можем сделать вывод,
что его власть некоторое время распространялась на достаточно обширную
территорию (Miles, S. 30, 321). Иудилу склонны отождествлять с Гейлой,
братом Свинтилы, о котором на Четвертом Толедском соборе было сказано,
что он не сохранил верность ни своему брату, ни королю. Однако это отождествление
наталкивается на языковые препятствия. Поэтому следовало бы предполагать
два восстания против Сисенанда, во главе одного из которых стоял Иудила,
а во главе второго - Гейла.
Под председательством Исидора Севильского в 633 г. состоялся Четвертый
Толедский собор. Наряду с обсуждением вопросов литургии, церковной дисциплины
и иудейской религии было вынесено важное постановление относительно выборов
короля. 75-ый канон определяет, что король должен избираться на собрании
знати (primates gentis) и епископов. Был осужден любой насильственный
захват власти, зачинщики подобных беспорядков должны быть прокляты. В
этом постановлении можно видеть причину созыва первого государственного
собора за 44 года. Узурпация Сисенанда должна была быть узаконена, а его
власть подтверждена одобрением церкви. После смерти Сисенанда весной 636
г. на трон взошел Хинтила. Его правление отмечено только проведением двух
всегосударственных соборов. Пятый Толедский собор издал девять канонов,
из которых не менее пяти были посвящены защите короля и его семьи. Следовательно,
Хинтила чувствовал себя в опасности. Созванный в 638 г. Шестой Толедский
собор разбирал вопросы церковного устройства и дисциплины. И на этот раз
не обошлось без постановлений в защиту короля. Так как одновременно были
изданы каноны, дававшие знати гарантии соблюдения ее прав, следует предполагать
возрастающее влияние аристократии.
Хинтиле в 639 г. наследовал его сын Тульга, проводивший, как кажется,
довольно мягкую политику. Несмотря на это, он пал жертвой заговора знати,
провозгласившей в 642 г. в Пампльеге (пров. Бургос) королем Хиндасвинта.
Тульгу вынудили постричься в монахи и тем самым устранили его из политической
жизни страны. Если мятежники думали, что 79-летний Хиндасвинт будет удобным
для них правителем, то они очень сильно ошибались. Ни один другой вестготский
король не боролся со знатью так беспощадно, как этот старик. По некоторым
данным, жертвами его гнева пали 200 представителей высшей аристократии
и еще 500 членов знатных родов. В качестве причины действий Хиндасвинта
франкский хронист называет желание короля раз и навсегда покончить с восстаниями
знати (Fredegar, 4, 82). Хиндасвинт развернул энергичную законодательную
деятельность, имевшую своей целью полную реорганизацию юридической системы.
Он намеревался заново переработать свод законов, но эта работа так и не
была завершена при его жизни. Седьмой Толедский собор, созванный в 646
г., наряду с внутрицерковными вопросами обсуждал проблемы, связанные с
нарушением клятвы верности. В этом также сказалась политика Хиндасвинта,
направленная на усиление королевской власти. Той же цели служило и назначение
соправителем его сына Реккесвинта, объявленное 20 июня 649 г. Подобная
политика встретила полное одобрение влиятельных церковных кругов, опасавшихся
возникновения новых беспорядков и войн в отсутствие законного и сильного
наследника (Braulonis ep. 21. Ср. J. Orlandis Rovira, La iglesia visigoda
y los problemas de la sucesion al trono en el siglo VII, 7. Settimana
di Studio, publ. Spoleto 1960, S. 345). Несмотря на все меры предосторожности
после смерти Хиндасвинта в 653 г. вспыхнуло восстание, во главе которого
стоял некий Фройя, о котором нам больше ничего неизвестно, опиравшийся
на басков и осадивший Сарагосу. Впрочем, Реккесвинт быстро подавил этот
мятеж.
Уже в 654 г. появился переработанный вариант вестготского свода законов.
Светское законодательство было дополнено постановлениями соборов; внутренняя
взаимосвязь светской и церковной сторон государства вестготов проявляется
и в том, что соборы созывались именно в тот период времени, когда была
обнародована Судебная Книга (Liber iudiciorum). Они состоялись в 653,
655 и 656 гг., между тем как за остальные 16 лет правления Реккесвинта
не было проведено ни одного крупного собора. Восьмой Толедский собор обсуждал
предложенный королем вопрос, как поступить с участниками мятежа Фройи,
а также проблемы церковной дисциплины. Один канон устанавливал новые формы
выбора короля. На заключительном заседании были вынесены постановления
против иудеев. Десятый Толедский собор еще раз подтвердил важное значение
клятвы верности. После долгих и спокойных лет правления в 672 г. Реккесвинт
скончался в королеском подворье Гертикосе (не локализован) в окрестностях
Саламанки. В тот же день королем был выбран Вамба, человек уже в годах,
но тем не менее чрезвычайно энергично взявшийся за выполнение своих королевских
обязанностей. Сначала он предпринял поход против басков. Еще до окончания
военных действий он узнал о мятеже Хильдериха, графа Нима. Когда посланный
для подавления мятежа Павел, герцог Септимании, со своей стороны короновался
на вестготский престол в Нарбонне и при поддержке Раносинда, герцога Тарраконской
Испании, начал готовиться к войне с Вамбой, король лично выступил против
мятежников, без труда перевалил через Пиренеи и захватил опорные пункты
восставших. Павел был вынужден капитулировать в римском амфитеатре Нима,
в котором он пытался укрепиться.
С этих пор в стране воцарился мир. Однако так как в результате похода
против Павла в организации вестготского войска обнаружились серьезные
недостатки, Вамба отдал приказ, по которому люди, сразу не выполняющие
свой воинский долг в случае вражеского нападения, теряли свою свободу
(LV 9, 2, 8). Вамба использовал королевскую власть над церковью интенсивней,
чем его предшественники. Он самовольно учреждал епископства, одно из них
в дворцовой церкви св. Петра и Павла в Толедо (12. Tolet., c. 4). Он не
созвал ни одного государственного собора; по всей видимости, он не считал
для себя необходимым заручиться поддержкой церкви. Правление Вамбы было
насильственно прервано 14 октября 680 г. Эрвиг, сын византийца Ардабаста,
прибывшего в Испанию при Хиндасвинте и женившегося на родственнице этого
короля, поднес Вамбе напиток из саротамнуса. В результате отравления Вамба
потерял сознание. Так как создавалось полное впечатление, что король с
минуты на минуту умрет, его соборовали и по вестготскому обычаю надели
на него монашескую одежду. Тем самым он переходил в духовное звание и
лишался возможности править страной. Когда через несколько часов Вамба
очнулся, его принудили подписать отречение от престола и отослали его
в монастырь Пампльега, где он прожил еще 12 лет (Chronik Alfons III, S.
610). Хотя Эрвиг был помазан на царство уже 21 октября 680 г., он чувствовал
необходимость дальнейшего оправдания своего прихода к власти. Естественно,
созванные на государственный собор епископы удовлетворили это желание
и подтвердили законность его восшествия на престол. Также было с готовностью
выполнено другое желание короля - избежать повторения судьбы Вамбы. В
актах собора был очень точно описан весь ход действий, приведший к устранению
Вамбы, и повторение этих действий воспрещалось под страхом суровой кары!
Политический цинизм собора превосходит всяческое воображение.
Эрвиг вовсе не был слабым правителем, каким его часто изображают различные
исследования. Многочисленными законами он пытался улучшить положение в
стране. Если он и смягчил некоторые жесткие указы Вамбы, то сделал это
потому, что подобные драконовские меры показали свою несостоятельность.
На первый план в государственной деятельности Эрвига вышла борьба с иудейской
религиозной общиной. Последовательней, чем его предшественники, он стремился
насильно обратить иудеев в христианство. Им было запрещено заниматься
любым родом деятельности, в котором они могли бы командовать христианами.
Священникам было предписано взять иудеев под свой строгий надзор (LV 9,
2, 9). Тринадцатый Толедский собор вынес по предложению короля постановления
об охране короля и его семьи. В период правления Эрвига произошли столкновения
с франками (вероятно, речь шла об аквитанцах, отделившихся от франкского
государства), протекавшие неблагоприятно для вестготов (Ibid., S. 611).
Эрвиг отдал свою дочь Киксилону в жены Эгике, родственнику Вамбы. Скорее
всего, это был знак примирения с родом Вамбы, по-видимому, обладавшим
большой властью и широким влиянием. На смертном одре 15 ноября 687 г.
Эрвиг назначил зятя своим преемником.
24 ноября 687 г. Эгика был помазан на царство в Толедо. Если Эрвиг надеялся
установить с Эгикой, выступавшим в качестве представителя рода Вамбы,
длительный мир, то он жестоко ошибался. 11 мая 688 года был созван Пятнадцатый
Толедский собор, по предложению короля разрешивший его от клятвы, которую
он принес Эрвигу и которой он обязался охранять и направлять семью своего
предшественника. Ненависть Эгики к Эрвигу проявляется в многочисленных
отрицательных замечаниях по поводу бывшего короля, память которого Эгика
пытался унизить в своих законах. Эгика выпустил 14 законов, большинство
из которых было посвящено подчинению иудеев (J. Juster, La condition legale
des Juifs sous les rois Visigoths, Festschr. P. F. Girard, Bd. 2, Paris
1913, S. 275-335. S. Katz, The Jews in the Visigothic and Frankish Kingdoms
of Spain and Gaul, Cambridge, Mass. 1937). Радикальное действие возымел
закон, запрещавший иудеям посещать рынки и вести торговлю с христианами
(LV 12, 2, 18). Тем самым они были лишены источников дохода, по-видимому,
позолявших им до сих пор облегчать свое положение с помощью подкупа. И
все-таки своей кульминации антииудейское законодательство достигло только
на Семнадцатом Толедском соборе 694 г. Тогда было выяснено, что испанские
иудеи вступили в сношения со своими зарубежными единоверцами, чтобы устроить
заговор против государства вестготов. Они якобы подталкивали сирийских
и египетских арабов к нападению на Испанию. Чрезвычайно резкая реакция
вестготов показывает, что они полностью осознавали тяжесть нависшей угрозы.
Все евреи были лишены своего состояния и свободы и выселены со своих прежних
мест. Король получил право продавать иудеев по своему усмотрению. Их дети
разлучались с родителями по достижении семилетнего возраста и передавались
на воспитание в христианские семьи. Похоже, эти драконовские меры были
действительно приведены в исполнение, ибо с тех пор иудейский вопрос больше
не поднимался. Только арабское завоевание освободило евреев от бесправного
положения. Между 698 и 701 гг. на восточном побережье Испании, вероятно,
у Аликанте, высадился византийский флот. Однако нападение было отбито
(Cont. Hisp., 74). Скорее всего, эти события связаны с посылкой в западное
Средиземноморье большого византийского флота, которому в 698 г. удалось
на короткое время отвоевать у арабов Карфаген. В самом начале правления
Эгики некий Сунифред, о котором нам больше ничего не известно, провозгласил
себя королем с помощью Толедского митрополита Сисберта. Должно быть, некоторое
время он владел столицей, так как чеканил там свою монету (Miles, 454).
Возможно, именно этот мятеж стал поводом для анти-аристократических действий
Эгики. Хотя его предшественник в 683 г. был вынужден издать так называемый
вестготский закон habeas-corpus, Эгика не стал с ним считаться. Он выносил
многочисленные постановления о конфискациях и высылках. У иных он беззаконно
вымогал долговые обязательства (Cont. Hisp., 59).
В 693-694 гг. Испания обезлюдела в результате жестокой эпидемии чумы.
Потери населения в Южной Галлии были настолько высоки, что там не применялось
анти- иудейское законодательство. Иудеи были предоставлены в распоряжение
герцога Септимании, который мог пользоваться их услугами (17. Tolet.,
Введение). Около 701 г. Пиренейский полуостров поразила новая эпидемия
(Cont. Hisp. 62), а между 707 и 709 гг. множествой людей стали жертвами
голода и присоединившейся к этому несчастью чумы (Ajbar Maymua, перевод
C. Sanchez-Albornoz, La Espana musulmana segun los autores islamitas y
cristianos medievales 1, Buenos Aires 1946, S. 51, S. 38). В этот период
произошло значительное уменьшение населения вестготского государства.
Чтобы обеспечить королевскую власть за своим родом, в 698 г. Эгика назначил
соправителем своего сына Витицу. Сначала в качестве области для управления
ему было выделено бывшее королевство свевов с резиденцией в Туе. Однако
из-за плохого состояния здоровья короля Витица был вскоре вызван в Толедо.
15 ноября 701 г. он был помазан на царство, а в конце 702 г. Эгика скончался.
О правлении Витицы нам почти ничего не известно. Похоже, он пытался передать
королевскую власть своему несовершеннолетнему сыну, но после его смерти
знать восстала против применения права престолонаследия. Эта партия в
710 г. возвела на трон, сломив ожесточенное сопротивление сторонников
Витицы, Родериха, вероятно, внука Хиндасвинта (Cont. Hisp. 68. Chronik
Alfons III., S. 611. C. Sanchez-Albornoz, El senatus visigodo. Don Rodrigo,
rey legitimo de Espana, Cuadernos de Historia de Espana 6, 1946, S. 5-99).
Вестготское королевство после изганания византийцев несколько десятилетий
наслаждалось почти безмятежным миром. Но теперь на юге появился новый
враг. После смерти Мухаммеда арабы очень быстро распространили свою власть
на большие территории восточного Средиземноморья. В 697-698 гг. они завоевали
византийскую Африку и продвинулись в населенную берберскими племенами
западную часть Северной Африки. Летом 711 г. арабы во главе с Тариком
переправились через Гибралтар (название означает "гора Тарика")
и опустошили прилегающие земли. Родерих выступил против них с вестготским
войском. В битве, состоявшейся 23 июля 711 г. на речушке Гвадалете к югу
от Аркос-де-ла-Фронтеры (пров. Кадис), вестготы потерпели сокрушительное
поражение. Родерих погиб (C. Sanchez-Albornoz, Otra vez Guadalete y Covadonga,
Cuadernos de Historia de Espana 1, 1944, S. 11-114. Id., Donde y cuando
murio Don Rodrigo, ultimo rey de los Godos, ibid. 3, 1945, S. 5-105).
Причины этого поражения нельзя, как было принято до сих пор, сводить к
измене сторонников Витицы в вестготской армии. В единственном достоверном
источнике, Continuatio Hispana, ясно говорится, что в битве погибли также
"соперники" Родериха, что вряд ли бы произошло, если бы они
перешли к арабам. Впрочем, скорее всего, противники Родериха косвенным
образом внесли свой вклад в поражение, так как их враждебное отношение
к королю ослабило военную мощь вестготов.
Со смертью Родериха организованное сопротивление вестготов было сломлено.
Приверженцы короля отвезли его тело в Визеу (Северная Португалия) и похоронили
там. Население покинуло Толедо, митрополит Синдеред бежал в Рим. Некоторые
города, такие как Мерида и Сарагоса, были захвачены арабами только после
долгой осады. Теодемир, вероятно, бывший герцогом Испании Карфагенской,
оказал арабам столь упорное сопротивление, что дело дошло до заключения
мирного договора. По его условиям Теодемир получал управляемую им область
в качестве наследственного княжества под верховной властью арабов. Речь
идет о землях между городами Ориуэлой (пров. Аликанте) и Лоркой (пров.
Мурсия), которая в поздних арабских источниках по имени Теодемира называется
"Тудмир" (Ср. Encyclopaedie de l'Islam, 4, s. v. Todmir). Сыновья
Витицы получили от арабов в частное владение богатые земли вестготской
короны (Сыновей Витицы звали Аламунд, Ромулус и Ардабаст: (Imamat wa-l-Siasat
des Ben Quitaba). Historia de la conquista de Espana de Abenalcotia el
Cordobes, пер. J. Ribera, Madrid 1926, S. 11). На северо-востоке вестготской
державы был провозглашен новый король: Агила II чеканил свою монету в
Таррагоне, Хероне и Нарбонне (Miles 513-516). В списке королей вестготов
Агиле II приписывается трехлетний период правления. Этим наши сведения
о нем исчерпываются. Он определенно не был сыном Витицы, но скорее всего
принадлежал к его сторонникам, так как в списке королей, называющем его
имя среди других королевских имен, не упоминается Родерих. Если доверять
данным этого списка, он правил в 711-714 гг. Тот же самый источник упоминает
в качестве преемника Агилы II некоего Ардо, который якобы правил в течение
семи лет. Предположительно он царствовал в Септимании, довольно поздно
занятой арабами. Конец его правления следовало бы датировать примерно
720-721 г (Р. Менендес Пидаль делает из Ардо Ардабаста и отождествляет
его с одним из сыновей Витицы (R. Menendez Pidal, Historia de Espana,
S. LIV). И все же произвольную интерпретацию имени, дошедшего до нас в
списке королей в форме Ардо, следует отклонить. Необоснованны и рассуждения
д'Абадаля (R. d'Abadal, El paso de Septimania del dominio godo al franco
a traves de la invasion sarracena (720-768), Cuadernos de Historia de
Espana, 19, 1953, S. 5-54. Он считает Агилу II сыном Витицы). Так как
Нарбонн был захвачен арабами в 720 г., а Каркассон и Ним даже позже, эти
события хорошо согласуются со сведениями списка королей. Если на северо-востоке
в руки арабов попали последние остатки вестготского королевства, то на
севере началось движение против захватчиков. Знатный вестгот Пелагий бежал
из Южной Испании и стал во главе борьбы астурийцев с арабами. Между 721
и 725 г. он победил при Ковадонге (пров. Овьедо) арабский отряд (C. Sanchez-Albornoz,
Pelayo antes de Covadonga, Buenos Aires 1955. Id., Otra vez Guadalete
y Covadonga, Cuadernos de Historia de Espana 1, 1944, S. 112). Эта победа
положила начало становлению королевства Астурии, которое со времени Альфонса
II (791-842 гг). считалось продолжателем вестготского королевства. Именно
из Астурии началась Реконкиста, отвоевание захваченных арабами земель.
Через 781 год после битвы на Гвадалете она завершилась завоеванием Гранады
в 1492 г.
II.
Традиционное языческое самосознание вестготов претерпело в VII веке радикальные
изменения (О языческом самосознании ср. A. Dove, Studien zur Vorgeschichte
des deutschen Volksnamens. SB Heidelb. 1916, 8). Процесс слияния двух
этнических групп, римлян и вестготов, завершился в VII веке, причем с
уверенностью можно сказать, что этот процесс затронул социальную и политическую
верхушку. И в то же время мы не располагаем никакими данными о положении
вестготов, поселившихся в Месете. Возникло новое политическое государственное
самосознание, зачатки которого отчетливо проявляются уже у Иоанна Бикларского;
в трудах Исидора Севильского оно принимает полностью развитые формы, у
Юлиана Толедского перерастает в неизвестный до тех пор национализм.
Иоанн Бикларский, писавший в последнее десятилетие VI века, осуждает мятеж
своего единоверца-ортододокса Херменегильда, так как это восстание "причинило
готам и римлянам больше вреда, чем вражеское нашествие" (Johannes
v. Biclaro, a. 579). Хотя он и совершенно четко разграничивает обе этнические
группы, но уже выражает общие интересы всех "граждан государства".
Историческая картина Исидора Севильского отражает следующую ступень развития.
Если Иоанн Бикларский собирался написать всемирную историю и поэтому включил
в поле своего зрения все Средиземноморье, то Исидор писал историю племени
(gentes). Тем самым он подводил итоги политической эволюции, приведшей
к возникновению на месте всемирной империи независимых варварских королевств.
Труд Исидора заключается доказательством того, что готы превосходили римлян
или по меньшей мере были им равны. Ни один другой враг не причинил империи
столько несчастий, сколько готы; (Isidor, HG, 2). они захватили Рим, город,
который до тех пор побеждал все другие народы (Ibid., 15). Исидор стремится
доказать легитимность вестготского владычества, указывая на древность
этого народа, его благородство и храбрость. Византийцев он считает врагами,
а их господство в Южной Испании представляется ему узурпацией (Messmer,
Hispania-Idee, S. 89). Из всего этого следует заключить, что Исидор несмотря
на свое римское происхождение и на то, что он какое-то время жил в Константинополе,
не ощущал себя римлянином, а приравнивал свои интересы к интересам вестготов.
Слияние обеих этнических групп становится очевидным в произведениях Юлиана
Толедского. В своей "Истории короля Вамбы" (Historia Wambae
regis), написанной непосредственно вслед за подавлением восстания в Септимании,
он противопоставляет испанцев "галльцам", причем последнее название
он прилагает к жителям Септимании, которых четко отличает от франков (Gesta
Wambae regis, c. 13. Отрицательное отношение к "галльцам": ibid.,
Insultatio vilis storici in tyrannidem Galliae). "Галльцев",
на которых опирался узурпатор Павел, Юлиан осыпает насмешками и издевками.
В глазах Толедского митрополита они во всех отношениях были ниже испанцев.
Однако ввиду того, что в Септимании продолжало жить многочисленное вестготское
население, из описания событий у Юлиана следует, что вестготы утратили
самоощущение единого народа. На его место пришло осознание общности жителей
Иберийского полуострова, какому бы этносу они не принадлежали. Как выясняется
из труда Юлиана, испанцы считали себя вестготами. Решающую роль играло
не объективное происхождение, а субъективное этническое самоотнесение.
К вестготам причисляли себя уже те осколки других народов, которые присоединялись
к этому племени во время Великого переселения. Новым было то, что вестготами
себя называло население обширной и единой территории. Изменившееся политическое
самосознание выражалось еще и в том, что римляне перенимали германские
личные имена (Орландис (J. Orlandis, El elemento germanico en la iglesia
espanola del siglo VII, Anuario de estudios medievales 3, 1966, S. 30).
отвергает сам факт принятия германских имен римлянами. И действительно,
скудный вестготский материал не позволяет прийти к однозначному выводу.
И тем не менее, так как в пост- готский период в Астурии во всех социальных
слоях населения преобладали германские имена, сходное положение, должно
быть, существовало и в вестготское время. Источники не противоречат этому
предположению. Ср. J. M. Piel, Antroponimia germanica, в: Enciclopaedia
linguistica Hispanica, Bd. 1, Madrid 1960, S. 421). "Псевдологическое
соотнесение" (по Р. Венскусу) предполагало с одной стороны отсутствие
любых правовых, языковых и конфессиональных различий, а с другой стороны
исчезновение римского имперского самосознания. Оба эти условия были выполнены
к середине VII века. В вестготском государстве впервые произошло формирование
нации на территориальной основе.
В церковных и светских юридических источниках VII века в роли конститутивных
элементов государства постоянно фигурируют три понятия: народ (gens),
отечество (patria) и король. Изменения в понятии gens, ставшем обозначать
вместо племени все население Испании, мы разобрали выше. Сложнее истолковать
термин patria (Ср. H. Beumann, Zur Entwicklung transpersonaler Staatsvorstellungen,
Vortraege und Forschungen 3, Das Koenigtum, 1956, S. 213). Его содержание
не составляла территория государства. Только при подозрениях в совершении
преступления против короля, народа и отечества можно было подвергнуть
пыткам несвободного человека, чтобы вынудить у него показания против его
господина (LV 4, 1, 4). В политической сфере народ должны были представлять
отдельные индивидуумы, так как в своей совокупности он был политически
недееспособен. На это представительство имел право не только один король.
Королевское право помилования в случае, если речь шла о преступлении против
отечества и народа, требовало подтверждения со стороны придворной знати
и епископов (LV 6, 1, 7). Тем самым в подобных обстоятельствах обе эти
группы выступали в качестве представителей народа (gens). Знати согласно
юридическим представлениям того времени принадлежала в государстве очень
важная роль. Всвязи с необычайным экономическим могуществом высшего слоя
он всегда представлял опасность для королевской власти. Нельзя не заметить,
что политические права знати были древнее, чем королевские. В некотором
смысле король выглядел "узурпатором", присвоившим себе прерогативы
аристократии.
Если в первой половине VII века доминировала система королевских выборов,
то во второй половине столетия усилилась тенденция к передаче короны по
наследству. Средствами, которые употреблялись для достижения этой цели,
были назначение соправителем (Хиндасвинт - Реккесвинт, Эгика - Витица)
и указание предшественника, кто должен быть его преемником, предвосхищавшее
результаты последующих выборов (Вамба - Эрвиг, Эрвиг - Эгика). Впрочем,
выборное право не было полностью забыто, как показывают избрания Вамбы
и Родериха. Тем не менее тенденция к передаче власти по наследству была
очевидна; она проявилась и в том, что начиная с 642 г. на трон, по-видимому,
вступали представители только двух родов. Кажется, этому процессу в немалой
степени способствовала церковь, видевшая в нем средство против междоусобных
войн (J. Orlandis Rovira, La iglesia visigoda y los problemas de la sucesion
al trono en el siglo VII, 7. Settimana di Studio, publ. Spoleto 1960,
S. 348). Круг выборщиков был впервые назван Четвертым Толедским собором.
Шестой Толедский собор отказал в пассивном праве выбора бывшим не-свободным,
лицам духовного звания, иностранцам и тем, кто был однажды подвергнут
унизительному наказанию обрезания волос (decalvatio). Само действие должно
было происходить в Толедо или в месте смерти предыдущего короля. Круг
светских выборщиков стал более ограничен: к выборам допускались только
представители придворной знати (maiores palatii). Король должен был выполнять
определенные этические требования. От него ожидали, что он будет защищать
христианскую веру от иудеев. Он должен был проявлять умеренность в своих
суждениях, действиях и образе жизни. И в конце концов, от короля требовали
бережливости в расходах.
Вслед за выборами, которые, вероятно, завершались процедурой "народного"
одобрения, следовал ряд церемоний, последовательность которых сейчас невозможно
с уверенностью установить. Неизвестно, существовала ли она вообще. Инаугурация
византийского императора в VI веке также могла меняться. В последующем
изложении мы опишем эти действа в том порядке, в котором они были засвидетельствованы
Юлианом Толедским при коронации Вамбы. После смерти Реккесвинта придворные
сошлись на кандидатуре Вамбы, хотя выборы проходили очень трудно. После
этого король и выборщики обменялись клятвами. Королевская клятва, содержание
которой нам известно неполностью, с 636 г. включала обещание противостоять
нападениям иудеев на христианство (6. Tolet., c. 3. Ср. C. Sanchez-Albornoz,
La "ordinatio principis" en la Espana Goda y Postvisigoda, в:
Estudios sobre las instituciones medievales espanolas, Mexico 1965, S.
711). Не позднее 635 г. король должен был торжественно обещать тщательно
отделять свою личную собственность от государственной (8. Tolet., c. 10).
Эрвиг заставил Эгику поклясться никогда не использовать свою власть в
противоправных целях (15 Tolet., tomus). Присутствовавшие при дворе обещали
королю хранить верность и заботиться о благополучии племени, отечества
и короля. Эта клятва упоминается уже в Деяниях Четвертого Толедского собора.
Клятва знати была впервые включена в протокол и подписана приносящими
ее самое позднее при выборах Вамбы (Gestae Wambae regis, c. 24). Сторонники
Павла клялись быть верными ему и бороться с Вамбой и его сторонниками.
Это указывает на то, что клятвенная формула, если таковая вообще существовала,
могла принимать различные формы. Постоянные упоминания верности и обоюдность
клятвы отчетливо говорят о том, что эта процедура уходит корнями в отношения
между королем и его дружинниками (О германском институте дружины ср. W.
Schlesinger, Herrschaft und Gefolgschaft in der germanisch-deutschen Verfassungsgeschichte,
HZ 176, 1953, S. 225-275. Id., Randbemerkungen zu drei Aufsetzen ueber
Sippe, Gefolgschaft und Treue, в: Beitraege zur deutschen Verfassungsgeschichte
des Mittelalters, Bd. I, Goettingen, 1963, S. 286-334. Вопрос о германском
или римском происхождении вестготской клятвы верности остается невыясненным.
См. литературу по этому предмету в: C. Sanchez-Albornoz, En torno a los
origenes del feudalismo, Bd. 1, Mendoza (Argentina) 1942, S. 56). Только
члены придворной знати приносили клятву непосредственно королю. Остальные
свободные клялись перед королевскими уполномоченными, ездившими по стране
(discussor fidei: LV 2, 1, 7). С обоюдным принесением клятвы связан другой,
до сих пор не вполне понятный обряд, "прием в мир (короля)"
(Gesta Wambae regis, c. 3: ... ad suam omnes pacem recepit,... Об этом
акте см. C. Sanchez-Albornoz, La "ordinatio principis" en la
Espana Goda y Postvisigoda, в: Estudios sobre las instituciones medievales
espanolas, Mexico 1965, S. 709).
Новый правитель облекался королевской властью сразу после обмена клятвами,
как отчетливо говорит Юлиан Толедский. Впрочем, оставались еще две важные
процедуры: помазание и коронация. Так как избрание Вамбы произошло за
180 км от Толедо, отсрочку помазания следует отнести за счет обычая проводить
этот ритуал в столице страны. На 19-ый день после своего избрания Вамба
в полном королевском облачении отправился в дворцовую церковь св. Петра
и Павла. Здесь король, стоя перед алтарем, принес своим подчиненным клятву,
которую следует отличать от клятвы, упомянутой нами выше. После этого
наконец состоялся важнейший акт, помазание короля. Вамбы преклонил колени,
и митрополит Квирик Толедский помазал ему голову. Вестготское королевское
помазание следовало ветхозаветному образцу (R. Kottje, Studien zum Einfluss
des Alten Testamentes auf Recht und Liturgie des Fruehen Mittelalters,
1964, S. 94-105). Сложно определить, когда у вестготов появился этот обычай.
Мы впервые слышим о помазании при коронации Вамбы, но сам обряд должен
быть древнее, так как Юлиан Толедский говорит о нем как о чем-то само
собой разумеющемся. Самый ранний возможный срок введения помазания в церемонию
инаугурации - сразу после обращения вестготов в православие. Так как Реккаред
начал править еще до перехода в ортодоксальную веру, мы вряд ли можем
предположить, что он был помазан на царство. Возможно, первым эту процедуру
прошел Сисенанд, так как этот узурпатор, как показывают Деяния Четвертого
Толедского собора, стремился к церковной легитимации своей власти (Санчес-Альборнос
(C. Sanchez-Albornoz, La "ordinatio principis" en la Espana
Goda y Postvisigoda, в: Estudios sobre las instituciones medievales espanolas,
Mexico 1965, S. 714). считает возможным помазание Реккареда, но предполагает,
что более вероятно введение помазания при инаугурации Хиндасвинта. Лаккара
(J. M. Lacarra, La iglesia visigoda en el siglo VII, 7. Settimana di Studio,
publ. Spoleto 1960, S. 365) считает первым помазанным королем Сисенанда).
Значение помазания повышалось с течением времени. Характерно, что мы ничего
не знаем об истоках этого обряда у вестготов. Вероятно, источники не воспринимали
помазание как нечто, достойное упоминания. Ко времени Вамбы оно уже стало
конститутивным элементом коронации. В письме Павла Вамбе, дошедшем до
нас благодаря Юлиану, узурпатор называл себя "помазанным королем"
(unctus rex), чтобы подчеркнуть свою легитимность. Вестготские списки
королей в первый раз упоминают помазание, говоря о Вамбе, о Эгике и Витице
там сказано, что они были облечены королевской властью через помазание
(unctus est ... in regno). Таким образом, значение этого ритуала оттеснило
в тень другие церемонии королевской инаугурации. Помазание обычно проводилось
в воскресенье. В воскресенье были помазаны и Вамба, и Эрвиг, и Эгика,
и Витица, хотя во всех этих случаях между выборами короля и помазанием
избранника проходило несколько дней. Помазание как составная часть инаугурации
стало играть большую роль и в франкском государстве. Не вполне ясно, отталкивалось
ли помазание Пипина в 751 г., первое франкское королевское помазание,
от вестготского образца или же независимо от него напрямую восходило к
Ветхому Завету (Обсуждение этого вопроса см. в: 7. Settimana di Studio,
publ. Spoleto 1960, S. 388).
Неизвестно, существовала ли какая-то связь между помазанием и коронацией.
Не ясно также, был ли обычай королевской коронации заимствован у византийцев,
император которых Маркиан первым принял корону в 450 г (O. Treitinger,
Die ostroemische Kaiser- und Reichsidee, 2 Aufl., 1956, S. 87). У вестготов,
возможно, коронация имела и германские корни, так как еще во времена расселения
в южнорусских степях их вожди носили на голове металлические обручи, а
позднее, вероятно, роскошно отделанные шлемы (P. E. Schramm, Herrschaftszeichen
und Staatssymbolik, 1954, S. 136). Леовигильд появляется на монетах в
диадеме, но из-за иконографической зависимости от византийских монет на
основании этих изображений нельзя делать какие-либо выводы о действительном
употреблении этого аттрибута власти вестготскими королями. Обряд коронации,
должно быть, находился в тесной связи с духовной сферой, так как короны
часто отсылались в церкви в виде подарков. Некоторые короны сохранились
до наших дней благодаря находке клада в Гваррасаре (пров. Толедо). Наряду
с коронами, которые никто бы не мог носить из-за их величины, мы обнаруживаем
несколько экземпляров с шарнирами и подкладкой, что указывает на их использование
по назначению (W. Schuecking, Die Regierungsantritt, 1899). Павел похитил
из церкви св. Феликса в Хероне корону, пожертвованную Реккаредом, и использовал
ее при своей коронации в Нарбонне (Gesta Wambae regis, c. 26). Мы не знаем,
когда коронация была включена в состав инаугурационного ритуала; упомянутое
пожертвование Реккареда доказывает, что этот король был коронован (Ср.
C. Sanchez-Albornoz, La "ordinatio principis" en la Espana Goda
y Postvisigoda, в: Estudios sobre las instituciones medievales espanolas,
Mexico 1965, S. 708). За исключением обоюдной клятвы короля и подданных
остальная часть церемониала коронации вестготского короля находилась в
ведении церкви. Сохранились ли в королевской инаугурации какие-то германские
элементы, неизвестно. Можно было бы вспомнить о поднятии на щите, но применение
этого ритуала у вестготов не подтверждается никакими данными (Ibid., p.
716).
Король обладал практически неограниченной властью. Ему принадлежало право
издавать законы, руководствуясь только своей волей (LV 2, 1, 14). В компетенции
придворного суда, на котором председательствовал король, находилось совершенствование
законов (LV 2, 1, 13). Хотя Реккесвинт и подчеркивал, что законы должны
одинаково исполняться как королем, так и подданными, тем не менее существовало
много возможностей истолковывать или даже перетолковывать право в пользу
правителя. Реккесвинт полностью осознавал эту опасность, так как он вынес
постановление, по которому король не мог сам выступать на процессах, в
которых он был одной из судящихся сторон, но его должен был представлять
его уполномоченный (LV 2, 3, 1). Так как король получал свою власть напрямую
от Бога, его приказы и распоряжения не встречали никакого сопротивления.
Однажды Хиндасвинт решил назначить священника Евгения Толедским митрополитом.
Епископ Браулио Сарагосский, у которого Евгений до того состоял архидьяконом,
попросил короля пересмотреть свое решение, так как он крайне нуждался
в услугах Евгения. Хиндасвинт ответил вежливо, но отказал."Ибо ты
же не думаешь, блаженнейший Отче, что я могу сделать что-либо кроме того,
что определил Господь, то и необходимо, чтобы ты согласно нашему решению
уступил нам архидьякона Евгения как епископа нашей церкви." (Braulionis
ep. 32).
Когда папа Гонорий I в одном письме испанским епископам жаловался на якобы
слишком спокойное отношение вестготов к иудеям, Браулио за весь испанский
епископат ответил ему, что король благодаря вдохновению Божьему предупредил
эти упреки (Braulonis ep. 31. Ср. J. M. Laccara, La iglesia visigoda en
el siglo VII, 7. Settimana di Studio, publ. Spoleto 1960, S. 363). Похоже,
в данном случае вестготский король в аспекте его отношений с Богом приравнивается
к папе. Король, ходящий "сразу" под Богом, естественным образом
приобретал неограниченные права, так как он в любом случае всегда мог
сослаться на божественное вдохновение. Чтобы хоть как-то обезопасить себя
от растущей королевской власти, церковь попыталась ограничить правителя
моральными рамками. "Король занимает свое положение на основании
права, а не на основании своей личности" (regem etenim iura faciunt,
non persona), - так постановил Восьмой Толедский собор в 653 г. Большое
значение придавали разделению частных владений правителя и государственной
собственности. Предшественников Реккесвинта - вероятно, имелся в виду
его отец Хиндасвинт - упрекали в неправедном обогащении (Tolet., c. 10).
Согласно принципу, по которому обозначение вещи должно соответствовать
ее содержанию, Исидор Севильский установил: Слово "король" происходит
от "править" (regere). "Правыми деяниями сохраняют королевскую
власть, греховными теряют ее" (Etymologiae, 9, 3, 4). "Король
скромен и сдержан, тиран, напротив, безбожен и жесток." (Ibid., 2,
29, 7). На Восьмом Толедском соборе Реккесвинт признал правомерность подобных
утверждений: "Лишь тот может в действительности заботиться о благе
подданных, кто имеет в виду не свое собственное, а всеобщее благо."
И все же эти соображения не оказали заметного влияния на образ правления
большинства вестготских королей.
Целям укрепления королевской власти служила и правовая система. В 654
г. Реккесвинт выпустил "Судебную книгу" (Liber iudiciorum),
в которую наряду с 324 законами прежних королей вошло 99 законов Хиндасвинта
и 87 Реккесвинта. Это произведение, скорее всего, не должно было покрывать
все поле правовой жизни, а служить чем-то вроде справочника для повседневной
деятельности судей. Королевский эдикт об обнародовании "Судебной
книги" запрещал использовать на суде другие юридические сборники.
Тем самым было юридически утверждено равноправие римлян и вестготов, фактически
существовавшее с давних пор (F. S. Lear, The Public Law of the Visigothic
Code, Speculum 26, 1951, S. 1-23. О влиянии Кодекса Юстиниана на вестготские
законы см. A. Larraona, A. Tabera, El derecho Justinianeo en Espana, Atti
del Congresso internazionale di diritto Romano, Bd. 2, publ. Pavia 1935,
S. 85-182). Благодаря применению территориального, общего для всех жителей
права вестготское государство обогнало в юридической сфере все остальные
германские королевства. Создание единого государственного права, должно
быть, во многом способствовало укреплению гражданского единства. Уравнение
римлян и готов и их слияние в единую нацию по территориальному - а не
племенному - принципу получило с этой стороны важный импульс к дальнейшей
эволюции. В результате вестготская держава обрела высокую степень "государственности",
которой не смогли достичь другие германские государственные образования.
Из бродячего племени, "государства личных союзов" получилось
"территориальное государство" (Т. Майер). Возникновение трансперсональной
идеи государственности препятствовало разделению вестготского королевства,
в то время как другие германские державы, такие как государства франков,
бургундов и тюрингов, неоднократно разделялись между королевскими сыновьями.
Там преобладали патримональные представления, которые мы сегодня отнесли
бы к сфере частного права. Если Лиува I назначил соправителем Леовигильда,
а Леовигильд разделил власть со своими двумя сыновьями, то они действовали
по примеру римских императоров, как явствует из описания событий Иоанном
Бикларским. В обоих этих случаях никто не собирался действительно разделять
государство. И наоборот, к разделу страны стремился, похоже, узурпатор
Павел, о чем свидетельствует его письмо к Вамбе, дошедшее до нас в трудах
Юлиана. В качестве герцога Септимании Павел, возможно, был хорошо знаком
с франкскими представлениями о делимости королевства. Конечно, продолжало
существовать и германское обычное право.
|
|